Законодательная, исполнительная и судебная юрисдикция
Законодательная юрисдикция относится к верховенству конституционно признанных органов государственной власти устанавливать общеобязательные правовые нормы на территории данного государства. Действие таких нормативно-правовых актов при определенных условиях может распространяться за рубежом. Государство имеет законодательную исключительность во многих областях. Например, государство устанавливает общие правила организации деятельности различных органов власти таких как суды, но никоим образом не может оказывать влияние на порядок осуществления иностранного судопроизводства. Даже если национальный суд может отказать в признании судебного решения иностранного суда на основании явной предвзятости, национальные нормы не могут быть затем перенесены с целью изменения процессуальных условий проведения разбирательства в иностранном суде.
Международное право признает, что государство может взимать налоги с лиц, находящихся за пределами территории этого государства, пока существует какая-либо реальная связи между государством и предлагаемым налогоплательщиком, например, гражданская принадлежность или постоянное место жительства. Государством может быть национализировано имущество, находящееся в иностранной собственности, расположенное в его территориальных пределах, но оно не в праве претендовать на имущество, находящееся в иностранной собственности, расположенное за границей. Очевидно, что такое решение не может быть исполнено за рубежом, но рассматривается здесь как предписывающая юрисдикция или способность принимать действующие законы.
Вопрос о том, насколько суд будет учитывать иностранное законодательство вызывает трудности главным образом в рамках международного частного права, но на практике редко встречается ситуация, когда одно государство обеспечивает исполнение штрафных санкций или налоговых норм другого государства.
Несмотря на невозможность отрицания законодательного верховенства государства, оно может быть оспорено. Государство, которое принимает законы, противоречащие положениям международного права, например, в отношении обращения с иностранцами или иностранной собственностью внутри страны, само по себе несет ответственность за нарушение норм международного права на международной арене и, несомненно, столкнется с протестами и другими действиями со стороны иностранного государства. Также возможно, что государство, которое злоупотребляет законодательно закрепленными правами владения для своих граждан, находящихся за границей, могут быть признаны виновны в нарушении международного права. Например, если Франция регламентирует своих граждан, проживающих за рубежом, ездить только на французских марках автомобилей, это, безусловно, явилось бы нарушением суверенитета и независимости государств, в которых проживают эти граждане, и представляло бы собой незаконное осуществление французской законодательной юрисдикции.
Исполнительная юрисдикция имеет отношение к способности государства действовать в пределах территории другого государства. Поскольку государства являются независимыми друг от друга и имеют территориальный суверенитет, то отсюда следует, что в целом государственные должностные лица не могут выполнять свои функции на территории иностранного государства (при отсутствии выраженного согласия со стороны государства пребывания) и не могут обеспечивать соблюдение законов своего государства на иностранной территории. Это также противоречит международному праву, касающемуся государственных служб по задержанию лиц или аресту имущества за рубежом. Захват нацистского преступника Эйхмана израильскими агентами в Аргентине в 1960 году является наглядным примером нарушения территориального суверенитета Аргентины и незаконного осуществление израильской юрисдикции. Аналогичным образом, несанкционированное проникновение в состав вооруженных сил другого государства, несомненно, является преступлением в соответствии с международным правом.
Судебная юрисдикция касается полномочий судов той или иной страны на рассмотрение дел, осложненных иностранным фактором. Есть целый ряд причин, на основании которых суды государства могут считать себя в праве осуществлять такую юрисдикцию. В уголовных делах они варьируются от территориального принципа до принципа универсальности, а по гражданским делам от простого присутствия ответчика в стране до принципа гражданства и постоянного местожительства. Судебная юрисдикция – самый обсуждаемый аспект юрисдикции, а уголовные вопросы являются наиболее важным ее проявлением.