Вооруженный конфликт, немеждународный
Вооруженный конфликт немеждународного характера — это продолжительное вооруженное столкновение между правительственными вооруженными силами и силами одной или нескольких вооруженных групп или между такими группами, возникающие на территории какого-либо государства. Вооруженная конфронтация должна достичь определенного минимального уровня интенсивности, и стороны, участвующие в конфликте, должны продемонстрировать минимум организации.
Для того чтобы отличить немеждународный вооруженный конфликт от менее серьезных форм насилия, таких как беспорядки и ситуации напряженности внутри страны, метежи и акты бандитизма, установлен определенный порог конфронтации. В этом отношении обычно применяются два критерия:
- Военные действия должны достичь минимального уровня интенсивности. Это может иметь место, например, когда военные действия носят коллективный характер или когда правительство вынуждено использовать против повстанцев военную силу, а не просто силы полиции.
- Во-вторых, неправительственные группы, участвующие в конфликте, должны считаться «сторонами в конфликте», что означает, что они обладают организованными вооруженными силами. Например, это значит, что эти силы должны иметь определенную командную структуру и иметь возможность осуществлять непрерывные военные действия.
Различие между международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера прочно укоренилось в современном гуманитарном праве. Государства продолжают придерживаться такого различия, поскольку считают, что их отношения с негосударственными субъектами существенно отличаются от межгосударственных отношений. Как правило, государства не спешат признавать наличие внутренних вооруженных конфликтов, поскольку в таком случае их действия будут ограничены нормами международного права, кроме того, такое признание может оказать влияние на статус повстанцев.
История права, применимого в немеждународных вооруженных конфликтах.
Первые размышления о защите лиц в локальных и местных войнах можно встретить еще в работах Гуго Гроция (1583–1645). Эмер де Ваттель (1714–1767) утверждал, что, если повстанцы берутся за оружие открыто, государь обязан соблюдать законы и обычаи войны.
В начале XX века Международный комитет Красного Креста (МККК) пытался обратить внимание мирового сообщества на жертв немеждународных вооруженных конфликтов, но его призывы обычно воспринималось как недружественные попытки вмешательства во внутренние дела государств.
Жестокость и фанатизм, с которыми велась Гражданская война в Испании (1936–1939), побудил государства принять обязательства по соблюдению во внутренних вооруженных конфликтах по крайней мере некоторых фундаментальных гуманитарных принципов, таких как запрет нападения на гражданских лиц и невоенные объекты.
Трагедия Второй мировой войны заставила осознать важность доработки и усиления гуманитарных норм международного права. В 1949 г. в Швейцарии была созвана Дипломатическая конференция по выработке международных конвенций о защите жертв войны. Первые же дискуссии по вопросам, касающимся гражданской войны, выявили серьезное расхождения во взглядах. Предложение распространить действие четырех Женевских конвенций 1949 г. на внутренние вооруженные конфликты было отвергнуто. Для преодоления разногласия в текст конвенции была включена статья 3, общая для Женевских конвенций, представляющая собой декларацию обычного международного права и общих принципов гуманности. Статью 3 обязаны безоговорочно соблюдать все стороны конфликта, даже не участвующие в конвенциях. В ином случае их действия будут расцениваться в качестве актов анархии и бандитизма.
Как показал опыт последующих гражданских войн защита некомбатантов и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях, в большинстве случаев оказались неадекватной. В связи с этим, в 1977 году на Дипломатической конференции по вопросу подтверждения и развития международного гуманитарного права был принят Дополнительный протокол II, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов, развивающий и дополняющий ст. 3, общую для Женевских конвенций.
Откликаясь на требования международного сообщества положить конец безнаказанности лиц, виновных в самых серьезных международных преступлениях, в 1988 г. после многолетней работы был принят Римский статут и на его основании учрежден Международный уголовный суд. Это свидетельствует о растущей значимости международного уголовного права в обеспечении, среди прочего, соблюдения норм, применимых к вооруженным конфликтам. Римский статут распространяется на преступления, совершенные как в условиях международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов, хотя и проводит между ними четкое различие.
Договорное право, применимое в немеждународных вооруженных конфликтах.
Военные действия в немеждународных вооруженных конфликтах регулируются главным образом положениями ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г., развитыми и дополненными Дополнительным протоколом II 1977 г. Также применяются нормы международного права прав человека и общие принципы гуманности. Кроме того, существует тенденция распространение сферы действия некоторых законов международных на немеждународные вооруженные конфликты.
Статья 3, общая для Женевских конвенций 1949 г.
Статья 3, общая для Женевских конвенций, закрепляет минимальные стандарты защиты гражданских лиц, военнопленных, раненых и больных членов вооруженных сил и других жертв немеждународных вооруженных конфликтов. Абсолютно запрещаются любые посягательства на жизнь, здоровье и человеческое достоинство, взятие заложников, осуждение и наказание без надлежащей судебной процедуры. Статья 3 также обязывает подбирать раненых и больных и оказывать им необходимую помощь.
В последнем пункте статьи подчеркивается, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса находящихся в конфликте сторон. Данная оговорка включена по настоянию некоторых государств, опасающихся, что применение Конвенции, даже в весьма ограниченном объеме, может помешать законному подавлению внутренних волнений и беспорядков и придать повстанцам статус воюющей стороны и, как следствие, поднять их авторитет.
Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям 1949 г.
Целью Дополнительного протокола II является обеспечение применения основных правил права войны к немеждународным вооруженным конфликтам. В частности, Дополнительный протокол II:
- укрепляет фундаментальные гарантии для всех лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях, запрещая посягательство на жизнь, жестокое обращение, коллективные наказания, захват заложников, надругательство над человеческим достоинством, рабство и работорговлю, грабеж, а также угрозы совершить любое из вышеуказанных действий (ст. 4);
- устанавливает дополнительные требования по защите лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны (ст.5);
- предусматривает ряд гарантий в отношении судебного преследования и наказания за уголовные правонарушения, связанные с вооруженным конфликтом (ст. 6);
- оговаривает общие меры по обеспечению защиты и ухода за ранеными, больными и потерпевшими кораблекрушение, а также защите медицинского персонала (ст. 7–12);
- обязывает соблюдать комплекс требований по защите гражданского населения и предоставляет организациям по оказанию помощи общее право на гуманитарную инициативу (ст. 13–18).
Римский статут Международного уголовного суда.
Согласно статье 8 Римского статута Международного уголовного суда в случае вооруженного конфликта немеждународного характера понятие «военные преступления» включает «серьезные нарушения статьи 3, общей для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года». Данное положение не применяется «к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия или иные акты аналогичного характера». Кроме того, к военным преступлениям относятся серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах немеждународного характера.
Вмешательство иностранных государств в немеждународные вооруженные конфликты.
Несмотря на значимость различия между международными и немеждународными вооруженными конфликтами, определение к какому типу они относятся часто является спорным вопросом. Это особенно верно в том случае, когда происходит прямое вмешательство иностранных войск.
Как правило, вмешательство иностранного государства во внутренний вооруженный конфликт на стороне правительства (по его приглашению) против антиправительственных сил не меняет статус конфликта — он остается немеждународным. Если силы иностранного государства вмешиваются во внутренний конфликт на стороне повстанческих или антиправительственных групп, в вооруженный конфликт будут вовлечены два противоборствующих государства, и, следовательно, его следует квалифицировать в качестве международного.