Вооруженный конфликт, международный
Международный вооруженный конфликт — это вооруженные боевые действия между двумя или более суверенными государствами, независимо от того, признают ли все стороны существование состояния войны. Данное определение, закрепленное в статье 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г., также распространяется на все случаи оккупации всей или части территории стороны конфликта, даже если эта оккупация не встречает никакого вооруженного сопротивления.
После принятия в 1977 году Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. определение международного вооруженного конфликта расширилось и стало включать национально-освободительные войны, то есть вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществлении своего права на самоопределение.
Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии в деле Тадича (1995 г.) предложил следующее обобщенное определение международного вооруженного конфликта: «вооруженный конфликт имеет место всегда, когда в отношениях между государствами используются вооруженные силы». С тех пор данное определение используется многими международными организациями.
Источники и нормы права, применимого в международных вооруженных конфликтах.
Кодификация современного права вооруженного конфликта началась во второй половине XIX века. Первым крупным международным договором, регулирующим вооруженные столкновения, была Конвенция 1864 года по улучшению участи раненных в армиях в поле («Женевская конвенция 1864 г.»). Согласно конвенции, воюющие государства в ходе сухопутной войны были обязаны проявлять заботу о захваченных в плен раненых и больных военнослужащих, признавать нейтралитет медицинского и духовного персонала, госпиталей, походных лазаретов, санитарного транспорта, для которых вводились отличительные эмблемы.
В 1868 году в Санкт-Петербурге была заключена Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль («Санкт-Петербургская декларация») – первый международно-правовой акт, запрещающий конкретные средства ведения войны. Декларация накладывала запрет на применение разрывных снарядов весом менее 400 гр., поскольку их употребление «без пользы увеличивает страдания людей или делает их смерть неизбежной».
На первой и второй мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг. приняты многосторонние конвенции о законах и обычаях войны, включенные в комплекс норм международного гуманитарного права. Конвенции закрепляли важнейший принцип, согласно которому воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда противнику. Приложение к Конвенции содержит положения об обращении с военнопленными, больными и раненными, мирным населением, о добровольцах, осадах и бомбардировках, а также о военной власти на неприятельской территории.
После Первой мировой войны в 1929 году была созвана Дипломатическая конференция для пересмотра Женевских конвенций. Конференция завершилась подписанием Конвенции об обращении с военнопленными («Женевская конвенция 1929 г.»). Наиболее важные нововведения состояли в запрете репрессий и коллективных наказаний для военнопленных, правилах организации работы военнопленных, назначении представителей и контроле со стороны держав-покровительниц.
Женевские конвенции I-IV 1949 г.
Невиданная прежде жестокость и бесчеловечность Второй мировой войны, побудила международное сообщество к кардинальному пересмотру и расширению многих аспектов права вооруженных конфликтов. На состоявшейся в Женеве в 1949 году дипломатической конференции были выработаны четыре конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов («Женевские конвенции»), являющиеся фундаментом современного международного гуманитарного права.
Женевские конвенции значительно расширили сферу применения права вооруженных конфликтов:
-
- В отличие от Гаагских конвенций, нормы Женевских конвенций остаются обязательными для государств-участников, даже если их противники не являются подписантами конвенций.
- Женевские конвенции распространили статус военнопленного на новые категории комбатантов: участников ополчений, добровольческих и партизанских отрядов, организованных движений сопротивления, при выполнении следующих условий: они находится в подчинении ответственного командира, имеют четко видимые знаки различия, открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.
- Женевские конвенции расширили и конкретизировали права и обязанности как военнопленных, так и держащей в плену державы. Женевская конвенция III устанавливает допустимые стандарты обращения с военнопленными, детализирует условия пленения, содержания в лагерях, связь с внешним миром и властями, уголовные и дисциплинарные наказания, завершения пленения, освобождение и репатриации.
- Принципиально новым шагом в развитии международного гуманитарного права стали нормы, регулирующие отношения по защите гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными действиями. Женевская конвенция IV устанавливает правовой статус и стандарты защиты гражданского населения, оказавшегося во власти противника или на оккупированных территориях.
- Женевские конвенции также ввели концепцию универсальной юрисдикции: государства обязаны разыскивать и судить лиц, подозреваемых в военных преступлениях, вне зависимости от их гражданства или места совершения предполагаемого преступления.
Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г.
В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире значительно увеличилось число вооруженных конфликтов, участниками которых были негосударственные субъекты. В следствие этого, в 1977 году были приняты два Дополнительных протокола, которые усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения таких войн.
Протокол I расширяет определение понятия «международный вооруженный конфликт», включая в него национально-освободительные войны, и определяет то, какие цели являются законными для военного нападения. Расширяя категории комбатантов, Протокол I прямо исключает из их числа наемников – лиц, специально завербованных для участия в вооруженном конфликте, которые делают это только по соображениям личной выгоды.
Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям, связанным с немеждународными вооруженными конфликтами.
Дополнительные протоколы иллюстрируют растущее влияние международного права прав человека на право вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов стало более целостным и сконцентрированном на обеспечении баланса между требованиями военной необходимости и защитой наиболее уязвимых групп: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение; военнопленных и задержанных; а также гражданских лиц на оккупированных территориях.
Другие договоры, касающиеся права международных вооруженных конфликтов.
Среди многосторонних договоров, касающихся права международных вооруженных конфликтов, наиболее значимыми являются следующие:
- Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. — обязывает уважать культурные ценности, расположенные как на собственной территории, так и территории противника, и воздерживаться от враждебных действий против этих ценностей.
- Конвенция по биологическому оружию 1972 г. — запрещает разработку и производство биологического и токсинного оружия. Примечательно, что конвенция не запрещает использование такого оружия.
- Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. — запрещает использовать средства воздействия на природную среду, которые имеют серьезные, масштабные или долгосрочные последствия.
- Конвенция ООН по конкретным видам обычного оружия 1980 г. и протоколы к ней — запрещают или ограничивают применение конкретных видов оружия, наносящего чрезмерные повреждения или имеющего неизбирательное действие, такие как боеприпасы с необнаруживаемыми осколками, мины-ловушки, зажигательное оружие, ослепляющие лазеры.
- Конвенция по химическому оружию 1993 г. — запрещает разработку, производство, накопление и применение химического оружия.
- Римский статут Международного уголовного суда 1998 г. На основании Римского статута был учрежден Международный уголовный суд, юрисдикция которого распространяется на преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии.
- Оттавский договор 1997 г. — запрещает использование, производство и передачу противопехотных мин.
- Конвенция по кассетным боеприпасам 2008 г. — запрещает использование, разработку и производство кассетных боеприпасов.
Современное положение в области права, применимого в международных вооруженных конфликтах.
Женевские конвенции 1949 г. стали первым международным договором, получившим универсальную ратификацию. Протокол I ратифицировали 174 государства; Протокол II – 168 государств (исключениями являются такие заметные страны, как США, Индия, Пакистан, Турция, Иран, Ирак, Сирия и Израиль). Высокие уровни ратификации получили также отдельные конвенции по оружию, в частности, Конвенция по химическому оружию, Оттавский договор и Конвенция по биологическому оружию.
Ситуация с современным состоянием международного обычного гуманитарного права подробно изучалась Международным комитетом Красного Креста (МККК), опубликовавшим в 2005 году Исследование об обычном международном гуманитарном праве, которое с тех пор регулярно обновляется и дополняется. Исследование стало результатом, проводившегося более 10 лет изучения национального законодательства, руководств по ведению боевых действий и практики государств с целью установить, в какой степени договорное международное гуманитарное право внедрилось в практику государств и приобрело статус обычного. Исследование засвидетельствовало, что большинство положений основных договоров в настоящее время рассматриваются в качестве правового обычая.
Еще одним заслуживающим внимания выводом МККК стало то обстоятельство, что, по-видимому, существует более единообразный подход к регулированию всех вооруженных конфликтов, вне независимости от того, являются ли эти конфликты международными или немеждународными по своему характеру. Действительно, из 161 норм обычного гуманитарного права, приведенных в Исследовании МККК, 142 нормы единообразно применимы ко всем вооруженным конфликтам. Основные нормы, не подлежащие такой конвергенции, имеют конкретное отношение к оккупации, репрессалиям воюющих, комбатантам, военнопленным и лицам, лишенным свободы за участие во внутренних вооруженных конфликтах.