Вольф Христиан (1679–1754)
Христиан Вольф (24 января 1679 г., Бреслау, Силезия (ныне Вроцлав, Польша) – 9 апреля 1754 г., Галле, Пруссия (Германия)) — немецкий ученый-энциклопедист, философ, юрист и математик, сыгравший наиболее выдающуюся роль в развитии немецкого Просвещения. Учитель М. В. Ломоносова.
Биография Христиана Вольфа.
Христиан Вольф получил образование в университетах Бреслау, Йены и Лейпцига и был учеником философа и математика Г. В. Лейбница. По рекомендации Лейбница был назначен профессором математики в университете Галле в 1707 г., но 1723 г. был изгнан в результате богословских споров с пиетистами, имевшими сильное влияние на короля Фридриха Вильгельма I.
Христиан Вольф стал профессором математики и философии в Университете Марбурга, Гессен (1723–1740 гг.), и как научный советник императора Петра I Великого помог основать Санкт-Петербургскую академию наук в России.
В 1740 г. король Фридрих II пригласил философа назад в Пруссию, где тот вновь начал преподавать в университете в Галле. В 1743 г. Вольф стал ректором университета, на каковом посту и оставался до конца своих дней.
Творчество Христиана Вольфа.
Христиан Вольф написал множество работ, охватывающих, по сути, все отрасли как теоретического, так и практического знания того времени: логику, метафизику, социальную и политическую философию, теологию, ботанику. Вольф первым принес понятие «психология» в Европу. Описал различные классы психических явлений и разделил их на иерархически расположенные группы.

Христиан Вольф. Anfangs-Gründe aller mathematischen Wissenschaften («Основы всех математических наук»). 1732 г.
Серия сочинений Вольфа с названиями, начинающимися с «Vernünftige Gedanken von…» («Рациональные размышления о…»), охватывала множество тем и в популярной форме излагала теории Лейбница. Вольф подчеркивал, что каждое событие должно иметь соответствующую причину для того, чтобы оно произошло, иначе возникает невозможная альтернатива, что нечто происходит из ничего. Он применил идеи англо-французского Просвещения, Лейбница и Р. Декарта в развитии своей собственной философской системы, Лейбнице-Вольфовой философии. Рационализм и математическая методология составили сущность этой системы, ставшей основополагающим драйвером развития немецкой философской мысли.
Христиан Вольф также считается крупным представителем естественного права и основателем Begriffsjurisprudenz — юриспруденции понятий (то есть юриспруденции, исходящей из посылки, что правопорядок состоит из логически организованной системы понятий («пирамиды понятий»)). Его труды оказали крайне важное влияние на прусское законодательство.
Моральный принцип Вольфа заключается в стремлении к человеческому совершенству — мыслимого как совершенство личности, которого человек в состоянии действительно достичь в реальном мире, в котором мы живем. Возможно, именно сочетание идеализма Просвещения и практического рационализма сделало Христиана Вольфа столь успешным и популярным в качестве учителя будущих государственных деятелей и политических лидеров.
Христиан Вольф и международное право.

Христиан Вольф. Jus Gentium Methodo Scientifica Pertractatum («Право народов, изложенное по научному методу»). 1749 г.
В 1749 г на семидесятом году жизни Христиан Вольф опубликовал свое произведение Jus Gentium Methodo Scientifica Pertractatum («Право народов, изложенное по научному методу»). В нем рассматривается весь диапазон функций государства: какие обязанности несут государства как перед собой, так и друг перед другом, как должна определяться ответственность государств, как должны заключаться международные договоры и как государства должны действовать во время войны и во время мира. В 1750 г. издается его Institutiones Juris Naturae et Gentium (Институции естественного права и права народов) — сокращенная редакция ранее опубликованного трактата о естественном праве.
Вольфова концепция права народов находится под влиянием его понимания Civitas Gentium Maxima (Великого государства народов). Факт существования семьи народов возведен у Вольфа в теорию, согласно которой вся совокупность государств образует всемирное государство, так называемое Civitas Gentium Maxima, стоящее над членами-государствами.
Христиан Вольф выделяет четыре различных вида права народов — естественное, общепринятое, обычное и прямо создаваемое межгосударственными договорами. Последние два вида являются изменяемыми и имеют силу только для тех государств, между которыми они установлены обычаями или договорами.
Естественное же и общепринятое права народов являются вечными, неизменными и универсально обязательными для всех государств. В отличие от Гуго Гроция, который называет обычное право народов «общепринятым», Христиан Вольф называет «общепринятыми» нормы права народов, которые ради общего блага, по его мнению, негласно налагаются мировым государством – Civitas Gentium Maxima на своих государств-членов.