Витория, Франсиско де

Франсиско де Витория (ок. 1483–1546) — испанский философ теолог и юрист эпохи Возрождения; является основателем философской традиции, известной как Саламанкская школа, с которой связывают начало «схоластического ренессанса» или «второй схоластики». Его интеллектуальная деятельность посвящена преобразованию и систематизации католического вероучения и христианской этики в рамках усилий Контрреформации по восстановлению морального и политического престижа церкви, подорванной идеями Реформации. Он поднимает серьезные морально-этические и юридические вопросы, возникшие в связи с колонизацией Америки испанскими конкистадорами. На ряду с Альберико Джентили и Гуго Гроцием Франсиско де Витория считается одним из «отцов международного права».
Биография.
Франсиско де Витория (настоящее имя Франсиско де Аркайа-и-Комплудо) родился в г. Бургосе около 1483 г. в семье королевского чиновника. Там же, в Бургосе, с 1501 по 1508 г. учился в школе при доминиканском конвенте Святого Павла. В 1505 г. он окончательно связал свою судьбу с братьями-проповедниками, официально вступив в доминиканский орден.
В 1509 г. после завершения послушничества и начального курса философии и теологии как один из наиболее способных студентов он был направлен для дальнейшего обучения в монастырь Сен-Жак в Париже, который в то время был главным учебным заведением ордена. Он оставался там сначала в качестве студента, а затем в качестве профессора на протяжении 18 лет, в течение которых он познакомился с Эразмом Роттердамским, Хуаном Луисом Вивесом и другими ведущими гуманистами своего времени.
Успехи Франсиско де Витории в Париже побудили его начальство назначить профессором первой кафедры теологии в конвенте Сан-Грегорио в Вальядолиде; этот пост он занимал в течении трех лет.
В 1526 году происходит важнейшее событие в жизни Франсиско де Витории. Главная кафедра богословия в университете Саламанки стала вакантной и, согласно существовавшему обычаю, она должна была замещаться посредством выборов. В то время университет Саламанки был главным центром обучения в Испании и теологическим центром католической Европы. Франсиско де Виторию выбрали студенты, которые проголосовали за него после прослушивания нескольких лекций различных кандидатов. Эту должность он занимал вплоть до своей смерти в 1546 г.
Философская и научная деятельность.
Основную массу творческого наследия Франсиско де Витории составляют лекции двух видов: традиционные университетские курсы (lecturae), посвященные разбору «Сентенций» Петра Ломбардского и «Суммы теологии» Фомы Аквинского, и так называемые relectiones — открытые лекции, читавшиеся им публично, при большом стечении народа, раз в несколько лет. Ни те ни другие лекции профессором никогда не публиковались и, по всей видимости, не предназначались для публикации.
Франсиско де Витория занимался не только преподавательской деятельностью. Он часто консультировал Карла V императора Священной Римской империи, короля Испании по государственным вопросам. Так, Карл V попросил его прокомментировать обоснованность аргументов, выдвинутых Генрихом VIII Английским, с целью аннулирования своего брака с Екатериной Арагонской, тетей императора. Свое мнение профессор Саламанки впоследствии изложил в лекции «О браке» (De Matrimonio, 1531).
Франсиско де Витория много внимания уделяет вопросам теории государства и политической власти, которым были посвящены четыре его лекции: «О гражданской власти» (De potestate civili, 1528), две лекции «О церковной власти» (De potestate ecclesiae, 1531, 1532) и «О власти папы и собора» (De potestate papae et concilii, 1534). Размышляя о природе власти, он вводит различие между potestas – властью, полученной от Бога, и auctoritas – властью, которая принадлежит народу и передается правителю. Власть суверена ставится людьми, но легитимируется Богом, откуда он делает вывод о невозможности низложения монарха даже в результате общественного договора.
С позиций нравственности и справедливости Франсиско де Витория рассматривал и экономические вопросы. Справедливой ценой на предметы жизненной необходимости он считал цену продукта, складывающуюся на рынке в результате субъективных оценок людей, но не возражал против государственного контроля над ценами. Уникальные товары и предметы роскоши могли, по его мнению, продаваться по любой цене, о которой договорятся продавец и покупатель.
После смерти профессора его лекции были восстановлены по студенческим конспектам и изданы в виде отдельных книг: в 1557 г. в Лионе вышли «Богословские лекции» (Relectiones theologicae), а в 1565 г. в Саламанке были изданы «Комментарии ко второму разделу второй части “Суммы теологии“». Впоследствии оба текста неоднократно переиздавались, хотя наибольшую популярность — и наибольшую славу их автору — снискали именно «Богословские лекции».
Наука международного права.
В своих лекциях «Об индейцах» (De indis, 1532) и «О праве войны» (De jure belli, 1532) Франсиско де Витория обосновывает завоевание Америки испанцами. По его мнению, международное право состоит из норм, установленных естественным разумом В начале мира все было общим, и индивиды имели равные права на все вещи. Впоследствии сформировались нации, завладевшие определенными территориями, но их намерение никогда не состояло в том, чтобы уничтожить посредством этого разделения естественную торговлю. Данная торговля предполагает не только обмен товарами, но и обмен идеями, в частности право испанцев проповедовать Евангелие и обязанность индейцев гарантировать свободу проповеди (при этом они не обязаны принимать христианство). Закрытие нацией ее границ нарушает естественное право и создает законный повод для войны.
Испанское господство не может основываться на тезисе о всемирном господстве папы и императора. Папа не может подарить Америку Испании, так как нельзя подарить то, что тебе не принадлежит (он может лишь поручить проповедовать веру). Нельзя опереться и на тезис об оккупации, так как нельзя оккупировать то, у чего уже есть хозяин; до пришествия же испанцев индейцы знали право собственности и обладали политический организацией (при этом неважно, что они пребывали в состоянии греха и неверия). Наконец, нельзя утверждать, что индейцы являются животными, так как у них есть точные представления об очевидных вещах и религия и они обмениваются вещами (все это — признаки разума). Испанское господство, тем не менее, может основываться на завоевании. Данный титул легитимен, если война является справедливой.
Война, которую вели испанцы, была таковой: во-первых, потому что индейцы препятствовали им осуществлять естественные права и, в частности, пытались изгнать их купцов из своих владений; во-вторых, потому что испанский король должен защищать индейцев, обращенных в христианство.
Справедливая война не может основываться на различии религий, стремлении к увеличению империи или личной славе. Единственной справедливой причиной является серьезная обида (нарушение права). Последствия войны состоят не в том, чтобы уничтожить любые связи между противниками, а в том, чтобы подчинить противника юрисдикции правителя, ведущего справедливую войну. И международные и гражданские войны ведутся для восстановления права. Преследовать за обиду можно только тех, кто ее нанес; поэтому нельзя причинять ущерб женщинам, детям, крестьянам, клирикам и другим мирным людям. Вместе с тем на войне дозволено все, что диктуется соображениями военной необходимости, в том числе грабеж гражданского населения.
Поскольку война направлена на восстановление права, воюющий должен действовать с беспристрастностью судьи и без лишней жестокости, особенно, если война является справедливой и со стороны противника. Именно таковой является война между испанцами и индейцами: индейцы были испуганы приходом испанцев и в этой связи являются не виновными, а заблуждающимися. Поэтому испанцы должны ограничиться целью обеспечения своей безопасности и не осуществлять другие права войны. Поскольку воюющий является судьей, побежденный признается виновным и должен быть наказан. Наказание не должно быть чрезмерным, в частности не следует убивать пленных. Таким образом, Франсиско де Витория первым попытался разработать принципы универсального права.
Литература.
- Витория Фр. де. Лекция о гражданской власти / Перев.: А. В. Марей // Социологическое обозрение. 2013. № 3.
- Марей А. О государствах, королях и законах: Франсиско де Витория и его лекция «о гражданской власти» // Социологическое обозрение. 2013. №3.
- Шмонин Д. В. Франсиско де Витория и Саламанский университет (об одной удачной реформе университетского образования) // Записки Горного института. 2005.