Свобода информации

Свобода информации

Свобода информации — право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение. Свобода информации иногда может называться «свободой доступа к информации», «правом на получение информации», «правом на доступ к информации». Механизмы, обеспечивающие получение подобной информации, в большинстве случаев предусмотрены законодательством, гарантирующим право граждан и организаций на доступ к официальным документам.

Первой страной, провозгласившей свободу информации, была Швеция, где в 1766 году вступил в силу закон о свободе печати, предоставляющий гражданам доступ к официальным документам, включая те, которые ранее считались секретными. Спустя два столетия федеральное правительство США последовало данному примеру и в 1966 году приняло Закон о свободе информации.

В 1960-е годы в англо-саксонских и скандинавских странах заметно оживились гражданские движения, выступающие за принятие законодательства, позволяющего если не отменить, то хотя бы ослабить догмат секретности, отстаиваемый правительствами. К 1989 году несколько десятков стран (а также отдельных штатов США и провинций Канады) добились существенного прогресса в данном направлении. В 1994 году, когда Швеция вела переговоры об условиях своего членства в Европейском союзе, она обескуражила высокопоставленных функционеров в Брюсселе, отказавшись нарушить свою двухвековую традицию. Вступление Швеции означало, что другие члены Союза должны были согласиться признать принципы и механизмы, к которым до той поры относились с настороженностью. Десять лет спустя принятие и реализация законодательства, обеспечивающего свободу доступа к информации, стало для бывших «народных демократий» одним из предварительных условий при обсуждении их членства в Европейском союзе.

В настоящее время почти 80 стран, большинство американских штатов, канадских провинций, несколько немецких земель и некоторые швейцарские кантоны имеют законы о свободе информации, применимые к документам, находящимся в распоряжении государственных служб. На протяжении многих лет международные организации, от Организации Объединенных Наций до Европейского союза, предпринимали решительные шаги, нацеленные на упрощения доступа к публичным сведениям.

Первые законы о свободе информации основывались на традиционном принципе, согласно которому требование о доступе к полной и актуальной информации, связывалось с участием граждан в политической жизни. Однако в конце 1980-х годов свобода информации стала рассматриваться в контексте мер, направленных на повышение транспарентности в соответствии с принципами благого управления.

Как правило, законы о свободе информации придерживаются общей модели. Они предусматривают обнародование всей или определенной части документации, хранящейся правительством и различными государственными службами. В сферу действия закона эти документы подпадают вне зависимости от их формы или носителя, будь то бумага, аудио, видео, цифровые записи и т. д. Однако принцип обеспечения доступа общественности к официальным документам обычно включает положения, устанавливающие условия осуществления данного права. Как правило, в законах о свободе информации оговариваются исключения в отношении некоторых типов сведений, например, касающихся вопросов национальной безопасности, отношений с другими государствами или относящихся к личным данным. Законы также предоставляют государственным органам определенную степень дискреционных полномочий, когда речь заходит о конкретных категориях документов, таких как служебные записки и переписки государственных учреждений.

Законодательство о свободе информации также определяет механизмы доступа, которые могут использоваться гражданами, а в некоторых случаях – любыми лицами вне зависимости от гражданства или резидентства. Во многих странах законы о свободе информации предусматривают обязанность правительственных органов назначать уполномоченных лиц, отвечающих за прием запросов на документы и их обработку в соответствии с установленными положениями и сроками. Запрос может быть удовлетворен полностью или частично. Любое решение об отказе должно быть обосновано конкретной статьей закона.

Большинство законов о свободе информации включают механизмы апелляции в случае, если учреждение отказывается предоставить документ полностью или его частично. Такие механизмы могут включать подачу жалобы вышестоящему чиновнику, слушания в административном суде, или вмешательство омбудсмена или посредника. Запросы на пересмотр отказа рассматриваются в соответствии с положениями закона и политико-административной культурой. В некоторых странах, например в США единственным средством, которым могут воспользоваться просители, когда их запрос был отклонен, является обращение в суд.

События 11 сентября 2001 года сыграло на руку тем политическим лидерам и технократам, которые с недоверием относились к неизбирательному доступу к государственным документам и файлам. Чиновники, избранные или назначенные, считают запросы журналистов особенно назойливыми. Оппозиционные партии, особенно в государствах, устроенных по образцу Вестминстерской системы, ссылаясь на законы о свободе информации, собирают материалы для проведения парламентских расследований. Некоторые ученые до сих пор сомневаются в правильности законов о свободе информации, которые якобы подрывают рабочие отношения между министрами и государственными служащими. Другие университетские исследователи обличают методы, используемые правительствами, чтобы помешать обнародованию потенциально компрометирующих документов. Такие соображения позволяют частично объяснить, почему во многих странах правительства продолжают медлить с пересмотром законов о свободе информации, которые были приняты за несколько десятилетий до начала эпохи глобальных изменений, связанной с новыми информационными технологиями.

К концу 20-го века крупные международные организации, в том числе Организация Объединенных Наций, стали все активнее выступать с призывами и принимать декларации, поощряющие или устанавливающие законы о свободе информации. Например, в 1998 году Европейское экономическое сообщество подготовило Орхусскую конвенцию, в которой провозглашается право на свободу информации по вопросам, касающимся окружающей среды. Аналогичным образом Организация американских государств приняла в 2000 году Декларацию принципов о свободе выражения мнений, которая подтверждает право на доступ к документам, хранящимся в государственных учреждениях. В 1999 году Содружество наций разработало типовое законодательство о свободе информации для своих государств-членов. ЮНЕСКО последовало данному примеру, опубликовав аналогичный типовой закон. Совет Европы в 2008 году обратился к своим государствам-членам с просьбой ратифицировать «Конвенцию о доступе к официальным документам», которая станет первым обязывающим международным договором, в котором признается общее право доступа к официальным документам, находящимся в государственных органах.

Свобода информации в России гарантируется Конституцией, а также федеральным законодательством. 22 декабря 2008 года был принят федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а 9 февраля 2009 года – «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в которых были определены требования к организации доступа к информации о деятельности судебных органов и органов государственной власти и порядок ее предоставления.