Суарес, Франсиско

Франсиско Суарес (1548–1617) — испанский теолог, метафизик и политический мыслитель начала Нового времени; оказал глубокое влияние на становление западноевропейской философии. Он был самым известным и влиятельным представителем второй схоластики – философского направления, стремившегося приспособить метафизику Аристотеля и теологическое учение Фомы Аквинского к новым веяниям научной и философской мысли эпохи Возрождения.
Уже при жизни философа его слава была велика; она распространилась далеко за пределы Испании. От папы Павла V он получил титул доктора превосходного и благочестивого, помимо этого, его называли «первым теологом своей эпохи», «папой и монархом всех метафизиков», «вторым святым Августином» и другими почетными именами.
Биография
Франсиско Суарес родился в Гранаде, Андалусии (южная Испания), 5 января 1548 в семье состоятельного юриста.
После начальных классов в 1561 году Суарес поступил в Университет Саламанки, где изучал каноническое право. В 1564 году, в возрасте шестнадцати лет, Суарес вступил в Общество Иисуса (орден иезуитов) в Саламанке.
В августе 1566 года Франсиско Суарес принес первые обеты; в октябре 1566 г. он начал изучать теологию в Саламанке. Сначала он не был многообещающим учеником; фактически, он решил бросить учебу после того, как дважды провалил вступительные испытания. Однако наставники убедили его продолжить учебу, и в течение последующих нескольких лет он становится лучшим учеником.
С отличием окончив курс философии, в 1570 году Франсиско Суарес начал преподавать философию сначала в Саламанке в качестве учителя схоластов, а затем в качестве профессора в коллегиуме иезуитов в Сеговии. В марте 1572 года он посвящается в сан священника.
С 1576 по 1580 год он служит в университете Вальядолида, после которого был приглашен на кафедру богословия в коллегиум иезуитов в Риме, более известный как Григорианский университет. В 1585 г. его перевели на аналогичную кафедру в университет Алькалы, а затем в 1992 г. в Саламанки. В годы работы в Алкале и Саламанке философ приобретает репутацию ведущего теолога и в 1597 году получает от Филиппа II Испанского назначение на кафедру богословия в университете Коимбры в Португалии – «головном» учебном заведении иезуитов.
В 1616 году Суарес оставил активную преподавательскую деятельность. Год спустя, немного не дожив до своего семидесятилетия, Суарес умер.
Философская и научная деятельность
Суарес был исключительно эрудированным и методическим ученым. Даже неполное собрание его сочинений (Opera omnia), вышедшее в Париже в 1856–1878 гг., насчитывает 28 томов.
Главный философский труд Франсиско Суареса – «Метафизические рассуждения» (Disputationes Metaphysicae, 1597) в течение полутора веков служил базовым учебным текстом в большинстве университетов Европы как католических, так и протестантских.
Франсиско Суарес переосмыслил многие положения философии Фомы Аквинского. Он несколько видоизменяет его в двух центральных моментах: вслед за Уильямом Оккамом упраздняет различия между сущностью и существованием, а также делает вывод, что не правильно считать, будто вещь состоит из материи и формы (эйдос). Вещь, согласно Суаресу, не есть ни материя, ни форма она первична по отношению к ним.
Другим важным вопросом для Суареса выступила проблема соотношения свободной воли у человека и божественного предвидения. По мнению Суареса, Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. Суарес оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.
Как правовед Франсиско Суарес во многом способствовал становлению юридического мировоззрения, заложив в своем монументальном сочинении «О законах и о Боге законодателе» (De Legibus ac Deo Legislatore, 1612) основы целого ряда отраслей юриспруденции. Наряду с Франсиско де Виторией он считается основоположником теории «международного права», его правовые идеи оказали большое влияние на концепцию Гуго Гроция.
В написанном по инициативе папы Павла V трактате «Защита католической веры от заблуждений англиканской секты» (Defensio fidei catholicae contra anglicanae sectae errores, 1613) Франсиско Суарес демонстрирует несостоятельность доктрина «божественного права королей». Он утверждает, что источником государственной власти является народ, а представители власти реализуют ее по воле Бога и народа. Народный суверенитет предусматривает «как бы контракт» между властью и народом, а также право на сопротивление власти, нарушившей данный контракт. Текст трактата после обсуждения в Оксфордском университете был запрещен в Англии, а один из экземпляров сочинения король Яков I приказал публично сжечь на ступенях собора св. Павла в Лондоне.
Философия международного права
По мнению Франсиско Суареса, право народов (jus gentium) обозначает, во-первых, право, которым должны руководствоваться все народы в своих взаимных отношениях; во-вторых, гражданское право, которое соблюдает у себя каждое сообщество и которое примерно одинаково для всех. Основанием права народов в первом смысле являются существование межгосударственного сообщества, основанием права народов во втором смысле — выгода каждого государства. Право народов близко к естественному праву, творцом которого является Бог и которое позволяет нам различать добро и зло (оба вида права являются общими для всех людей и содержат схожие предписания). Но в отличие от естественного права оно не является неизменным и универсальным: то, что оно приказывает и запрещает, признается добром или злом только в силу наличия соответствующего приказа или запрета. Право народов отличается от гражданского права, создаваемого в соответствии с особенностями конкретного государства.
Человеческое сообщество является единым: «Хотя человечество расчленено на различные народы и государства, оно всегда обладает некоторым не только физическим, но и политико-моральным единством, исходящим из естественной заповеди взаимной любви и взаимного сострадания; это единство распространяется на всех людей и также и на иностранцев, принадлежащих к любому народу. Поэтому всякое государство, будь то республика или монархия, хотя само по себе и является полным и постоянным сообществом своих граждан, в то же время в известном смысле является членом того всемирного сообщества (Universums), которое охватывает весь род человеческий. Все эти сообщества никогда не могут обойтись без взаимной помощи, без общества людей и без общественного союза, будь то для улучшения своего существования, или для выгоды, или в силу моральной необходимости и потребности, как это подсказывает нам опыт. Поэтому все они нуждаются в правовом порядке, руководящем обществом и его сношениями. Несмотря на то, что этот порядок является в большей части следствием естественных воззрений, он все же не всегда и не непосредственно во всех случаях является удовлетворительным. Поэтому путем народного обычая могут быть установлены некоторые особые права…» И далее: «Хотя все человечество и не было объединено в одно политическое целое, а разделено на различные сообщества, тем не менее, дабы эти сообщества могли помогать друг другу и жить друг с другом в справедливости и мире (что необходимо для всеобщего блага), следовало, чтобы соблюдались некие общие для всех нормы, как бы по взаимному договору и согласию. И это есть то, что называется международным правом».
Существуют три условия ведения войны. Во-первых, тот, кто объявляет войну, должен иметь на это полномочия. Война может вестись только правителями или республиками, в отношении которых нет высшего судьи. Во-вторых, должна иметься справедливая причина для войны. Таковой является серьезная обида, за которую нельзя отомстить иным образом: захват имущества другого правителя, отказ предоставить общие права (прохода или торговли), серьезное посягательство на честь и репутацию. В-третьих, ведение войны должно соответствовать справедливости и милосердию: неприятелю должен причиняться лишь необходимый вред, запрещается убивать невиновных (хотя с целью получения возмещения у них можно отбирать имущество). Война является справедливой только для одной стороны; другая с необходимостью является виноватой и должна подчиниться. Целью войны является возмещение ущерба, наказание обидчика и достижение прочного мира. Побежденный подпадает под юрисдикцию победителя. Война не противоречит заповеди о любви к врагу, так как тот, кто ее ведет, ненавидит не личность, а ее дела. Она также не противоречит заповеди о прощении обид, так как прощение не препятствует наказанию.
Литература.
- Журавлев О. В., Шмонин Д. В. К 450-летию со дня рождения Франсиско Суареса // Verbum. Вып. 1: Франциско Суарес и европейская культура XVII–XVIII веков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 1999.
- Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А. А. Минск, 1998.
- Суарес Фр. Метафизические рассуждения. Пер. с латинского Г.В. Вдовиной – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.
- Толстых В. Л. Курс международного права: учебник. – М.: Проспект, 2019.