Международно-правовой режим космического пространства

Международно-правовой режим космического пространстваГосударства обладают исключительной юрисдикцией в отношении воздушного пространства, расположенного непосредственно над своей территорией и своим территориальным морем. В практическом плане это означает, что любая страна может запретить полеты другими странам, если не было заключено предварительное соглашение (подробнее >>). Однако, открытым остается вопрос, как далеко простирается соответствующая юрисдикция. Распространяется ли она вверх до бесконечности так, что космическое пространство ,будет разделено на суверенные сектора или же она ограничена, скажем, внешним слоем атмосферы?

В соответствии с международными соглашениями государственный суверенитет не может простираться вверх до бесконечности, а там, где кончается атмосфера, вступает в силу международно-правовой режим космического пространства.

К сожалению, существуют определенные разногласия относительно того, где в действительности начинается космос. Большинство специалистов считают, что космическое пространство (в соответствии с международным правом) начинается от 100 до 110 километров от уровня мирового океана.

Этот вопрос имеет не только узко теоретическое, но и важное практическое значение. Ведь несмотря на то, что для космического пространства существует специальный международно-правовой режим, государства неоспоримо обладают абсолютным суверенитетом над воздушным пространством до его верхней границы. Таким образом, правомерность суборбитальных пролетов разведывательных и военных аппаратов прямо зависит от высоты, где походит данная граница.

Возникновение и дальнейшее развитие космического права как отрасли международного права было вызвано насущной потребностью. Человечество стремительно овладевает все более прогрессивными технологиями, позволяющими исследовать и использовать космическое пространство в своих целях. Становится очевидным, что требуется стабильный международно-правовой режим, регулирующий использование этой среды.

В 1963 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция 1962 (XVIII)), за которой последовала серия договоров, развивающих и дополняющих заложенные в декларации положения.

Наиболее важными из них являются Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1966) и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979), Другие договоры охватывают деятельность космонавтов и космических аппаратов, а также ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

В совокупность эти соглашения подтверждают, что никакое государство не вправе претендовать на космическое пространство и небесные тела. Государства не должны распространять свой суверенитет над ними. Космическое пространство служит на благо всего человечества и остается свободным для использования в интересах всех стран.

Следует особо отметить, что полностью запрещается размещение оружия массового уничтожения (в том числе ядерного оружия) в космическом пространстве как на орбите Земли, так и на небесных телах. Космическое пространство должно использоваться исключительно в мирных целях.

В России действует Закон N 5663-I от 20 августа 1993 г «О космической деятельности», в котором закрепляются принципы космической деятельности (ст. 4), права по юрисдикции и контролю над космическими объектами (ст. 17), а также ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельности (ст. 30).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что государства несут ответственность за свои действия в космическом пространстве и, следовательно, обладают юрисдикцией в отношении собственных ракет-носителей и спутников, однако космическое пространство само по себе является res communis – частью «общего наследия человечества», а международно-правовой режим космического пространства способствует углублению сотрудничества государств.