Принципы международного экологического права

Принципы международного экологического права

Принципы международного экологического права — это основополагающие нормы и концепции, отражающих общую позицию субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов, касающихся экологии, природопользования и охраны окружающей среды. Принципы олицетворяют итоги предшествующей эволюции международного экологического права и оказывают знаковое влияние на его последующее развитие.

Принципы играют важную роль в международном экологическом праве, которое само по себе является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей международного публичного права. Они определяют основные стандарты международного экологического права и его институтов, служат руководством по интерпретации и критерием законности соответствующих правовых норм, заполняют пробелы позитивного права.

Отличительной чертой нынешнего состояния международного экологического права является широкое использование необязывающих международных соглашений. Соглашения подобного рода упрощают ведение переговоров и внесение в тексты договоров поправок, требующихся в свете новых проблем, где научные знания и общественное мнение является основными факторами, стимулирующими принятие неотложных мер. Принципы необязательного характера способствуют росту международного сотрудничества в сфере экологического права и прямо или косвенно указывают новые направления для развития международного публичного права.

Принципы международного экологического права находят свое воплощение в национальных конституциях и законодательных актах государств, применяются и подкрепляются в международной и национальной судебной практике.

В настоящее время практически все основные международные природоохранные инструменты, обязательного и рекомендательного характера, разрабатываются и принимаются с учетом на данных принципов.

Формирование экологического права в ходе последних десятилетий вело к появлению все возрастающего числа концепций, принципов и международно-правовых норм, касающихся различных вопросов охраны окружающей среды. Основная причина, почему принципы стали играть столь заметную роль, связана с причинами возникновением и процессом развития международного экологического права. Экологическое право развивалось в основном разрозненно, без систематического подхода, в качестве отдельных мер реагирования на конкретные экологические вызовы и угрозы.

В самом деле, в случае ЮНЕП потребовалось десять лет прежде чем 1982 года удалось договориться о принятии первой программы по окружающей среде, часто называемой Программа Монтевидео I. После этого Советом управляющих подготавливались и принимались подобные программы на каждые последующие десять лет: Программа Монтевидео II в 1993 году, Программа Монтевидео III в 2001 году, Программа Монтевидео IV в 2009 году.

Существует множество международных площадок и разных международно-правовых инструментов, касающихся определенных экологических проблем. В связи с чем не стоит удивляться, почему принципы и концепции приводятся и повторяются в столь большом количестве обязательных и необязательных международных соглашений.

Особое значение имеют принципы, утвержденные на двух конференциях ООН: Конференции по проблемам окружающей человека среды в 1972 г. и Рио-де-Жанейрская конференция по окружающей среде и развитию в 1992 г. Результатом работы этих конференция явилось принятие деклараций («Стокгольмской декларации 1972» и «Декларации Рио 1992», соответственно), представляющих собой свод принципов.

Стокгольмская декларация содержит двадцать шесть, а Декларация Рио двадцать семь принципов международного экологического права, которыми должно руководствоваться международное сообщество в своем стремлении встать на путь устойчивого развития.

Среди важнейших принципов международного экологического права можно выделить следующие:

  • Забота о людях.
  • Неотъемлемый суверенитет государств над своими природными ресурсами и ответственность за причинение вреда окружающей среде других государств и международных территорий.
  • Сохранение, защита и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
  • Сокращение нерациональных моделей производств и потребления и поощрение демографической политики.
  • Планирование, контроль и управление в отношения использования ресурсов окружающей среды.
  • Меры по охране окружающей среды не должны представлять собой средства дискриминации и ограничения международной торговли.
  • Предотвращение переноса экологически вредных производств в другие страны.
  • Предосторожность.
  • Загрязнитель должен покрывать издержки от загрязнения.
  • Обмен информацией о стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, имеющих негативные трансграничные последствия для окружающей среды, и оказание помощи пострадавшим государствам.
  • Решение экологических споров только мирным путем.
  • Распространение среди населения знаний, касающихся необходимости охраны и улучшения окружающей среды.
  • Поддержка на национальном и международном уровне научно-исследовательских работ, связанных с проблемами окружающей среды.

Правовой статус принципов международного экологического права весьма разнообразный и является спорным вопросом между государствами. Некоторые принципы прочно утвердилось в международном праве, в то время как другие только начали получать всеобщее признание. Некоторые принципы представляют собой скорее политические заявления, рекомендательного или декларативного характера, которые не порождают никаких юридических прав и обязанностей.

Во многих случаях трудно установить точные критерии или правовой статус конкретного принципа. Порядок, в котором должен применятся каждый принцип к определенному виду деятельности или инциденту, как правило, приходится рассматривать применительно к фактам и особенностям данного дела, принимая во внимание все сопутствующие специфические обстоятельства. Юридические последствия действия норм и принципов международного экологического права могут существенным образом варьироваться в зависимости от той или иной правовой системы.