Примирение
Примирение — это метод урегулирования международных споров любого характера, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами на постоянной или специальной основе, действуя независимо и беспристрастно, пытается определить приемлемые для сторон условия урегулирования спора либо оказать запрашиваемую сторонами помощь в его урегулировании. Традиционно примирение рассматривается как метод урегулирования споров между государствами. Однако с развитием международного экономического и торгового права процедура примирения также стала применяться к разрешению споров между государствами и негосударственными акторами.
Примирение, в отличие от таких средств мирного разрешения международных споров, как добрые услуги и посредничество, подразумевает активную роль стороннего независимого органа – примирительной (согласительной) комиссии. В то же время примирение является более простым для сторон механизмом мирного разрешения споров по сравнению с международным арбитражем или судебным разбирательством. В отличие от следственных комиссий (см. Обследование), которые занимаются только установлением фактов, составляющих предмет международного спора, примирительные комиссии дают толкование фактам и выносят рекомендации в целях содействия разрешению спора.
В состав примирительной комиссии входят независимые специалисты, выбранные сторонами или при их участии. Комиссия, исследовав фактические обстоятельства спора и представленные сторонами доводы и доказательства, предлагает варианты его урегулирования, в наиболее полной мере соответствующие интересам каждого участника конфликта. Если в ходе рассмотрения спора его не удается разрешить, комиссия может разработать и представить конкретные рекомендации сторонам для рассмотрения. Рекомендации комиссии не имеют для спорящих сторон обязательной силы до тех пор, пока обе стороны не примут их. Тем не менее любая из спорящих сторон имеет право заявить в одностороннем порядке, что она будет выполнять относящиеся к ней рекомендации.
Обращение к примирительной процедуре не влечет ущерба правовой позиции сторон, поскольку в случае недостижения согласия они не имеют права ссылаться на высказывания, соображения, заявления, признания или предложения, сделанные в ходе согласительной процедуры при использовании любой иной процедуры мирного разрешения международных споров.
История
Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. О мирном решении международных столкновений содержали положения о добрых услугах, посредничестве и следственных комиссиях, но примирение в них не упоминалось. Первые примирительные процедуры были установлены в так называемых Брайановских договорах, заключенных в 1913-1915 гг. США с рядом американских и с некоторыми европейскими государствами. Большое количество договоров о примирении было заключено после Первой мировой войны: между 1925 и 1940 г. было подписано более 200 двусторонних договоров.
Свое закрепление институт примирения получил в Общем акте о мирном разрешении международных споров 1928 г. в рамках Лиги Наций (с поправками, внесенными Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.), в многосторонних договорах (Договор Гондра 1923 г. , пакт Сааведра Ламаса 1933 г., Боготинский пакт 1948 г.). Примирение в качестве одного из методов мирного урегулирования международных споров в 1945 г. было закреплено в ст. 33 Устава ООН.
В последние несколько десятилетий отмечается значительное возрастание роли примирения, если не на практике, то по крайней мере в проектах международных правовых инструментов. Венская конвенция о праве международных договоров (1969 г.) ввела ряд положений об обязательной согласительной процедуре для толкования и применения многосторонних договоров. За ней последовали Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера (1975 г.), Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.), Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов (1983 г.), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.) и т. д. Многосторонние конвенции по охране окружающей среды, такие как Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.) и др., сочетают примирение с другими формами мирного урегулирования.
Приложение V разд. 1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает порядок проведения согласительной процедуры, а в статьях 297 и 298 указывается в каких случаях споры подлежат обязательной процедуре примирения.
Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. (Стокгольмская конвенция) предусматривает составление списка мировых посредников, из которого спорящие стороны могут выбирать членов комиссии по примирению, для урегулирования своих споров.
В 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 50/50 (Резолюция ГА ООН 1995 г.), которой утвердила Типовой согласительный регламент ООН для разрешения споров между государствами.
Примирительная комиссия
Задача примирительной комиссии заключается в прояснении спорных вопросов, сборе с этой целью весей необходимой информации путем проведения расследования или иными способами и содействии тому, чтобы стороны в споре пришли к урегулированию.
Спорящие стороны могут назначить одного мирового посредника, но такая формула применяется редко, за исключением коммерческой согласительной процедуры (например, Регламент дружественного разрешения споров Международной торговой палаты). Любопытно отметить, что Постоянная палата третейского суда (ППТС) для урегулирования споров между государствами принял модель коммерческого примирения, а не Типового согласительного регламента ООН.
Примирительная комиссия, как правило, состоит из трех или пяти членов. В первом случае посредников по одному назначают спорящие государства, причем посредники не могут быть гражданами соответствующих государств. Третий посредник, председатель, назначается по договоренности сторон и не может быть гражданином ни одной из сторон, должен иметь отличное от других посредников гражданство, не иметь место жительство на территории спорящих сторон и не должен находиться у них на службе. Во втором случае посредников по одному назначают спорящие государства, которые могут быть в том числе гражданами соответствующих государств, три других назначаются по договоренности и должны иметь различное гражданство, не должны иметь постоянное место жительство на территории спорящих сторон и находиться у них на службе.
В случае процедуры обязательного примирения членов согласительной комиссии может назначить уполномоченный орган, если одна из сторон отказывается это сделать. Очевидно, что такие исходные условия заметно снижают шансы на успешное разрешение конфликта.
Применимые правовые нормы
Вопрос о применимых правовых нормах не имеет однозначного ответа. В традиционной факультативной модели примирительная комиссия сама определяет элементы факта и права, относящиеся к делу, не обязательно согласовываясь с нормами международного права. В процедуре примирения цель состоит в том, чтобы найти наиболее реальный, приемлемый для обеих сторон вариант урегулирования. Для этого требуется пакетное соглашение, включающее элементы справедливости, при необходимости contra legem. Строгое следование букве международного права может стать препятствием к разрешению конфликта. Так, ст. 20 Резолюции ГА ООН 1995 г. призывает комиссии «воздерживается от включения в свой доклад каких-либо окончательных заключений по фактам или вынесения официальных решений по вопросам права, если стороны не просили ее вместе об этом».
В тоже время некоторые многосторонние договоры предусматривают обратное. Например, ст. 24 Стокгольмской конвенции предписывает, что «примирительная комиссия оказывает помощь сторонам в споре в поисках урегулирования в соответствии с международным правом и их обязательствами в рамках СБСЕ». Утверждается, что данное положение ограничивается императивными нормами международного права – jus cogens и обязательствами erga omnes. В противном случае, если комиссия СБСЕ не вправе отступить от норм jus dispositivum, процедура примирения по своему характеру становится эквивалентной третейскому разбирательству, с той лишь разницей, что ее решение не имеет обязательной юридической силы. Такое понимание не лишено здравого смысла, однако формулировка указанной статьи Стокгольмской конвенции используется некоторыми государствами как причина для отказа от взятых на себя обязательств.
Конфиденциальность
Конфиденциальность является важной составляющей примирительной процедуры. Поскольку разбирательство никоим образом не должно ставить под угрозу правовые позиции сторон, предварительным условием является строгая конфиденциальность процедуры и результата, от которой можно отказаться только при взаимном согласии сторон. Единственное исключение из данного правила касается письменных или устных докладов экспертов, докладов о расследованиях на месте и показаний свидетелей, приложенных к протоколу заседаний, если комиссия не примет иного решения.
Резолюция ГА ООН 1995 г. подтверждает необходимость соблюдения конфиденциальности. Глава VII Резолюции, озаглавленная «Конфиденциальность работы и документов комиссии», гласит, что стороны, члены комиссии, эксперты-консультанты и персонал секретариата обязаны сохранять конфиденциальность, процедуры и обсуждений, а также любых документов или заявлений, включая рекомендации и предложения, которые не были приняты, за исключением случаев, когда их раскрытие было заранее одобрено обеими сторонами.
Завершение процедуры примирения
Примирительная комиссия большинством голосов, если она не единоличная, принимает свой доклад и предоставляет этот доклад сторонам в споре с изложением своих выводов и рекомендаций, которые добросовестно рассматриваются спорящими сторонами. Доклад может содержать причины, которые, по мнению комиссии, могут побудить стороны принять представленные рекомендации. Стороны в течение установленного срока сообщают комиссии, согласны ли они с этими рекомендациями.
Если стороны принимают представленные комиссией рекомендации, то составляется протокол, содержащий условия такого принятия. Если одна из сторон не принимает рекомендации, а другая сторона принимает, то она в письменном виде доводит до сведения последней стороны причины, по которым она не могла принять их. Если обе стороны не принимают рекомендации, однако желают, чтобы продолжались усилия в целях достижения договоренности на других условиях, процедура возобновляется; если не желают – процедура считается завершенной.
Примирение в практике государств
Примирение как метод урегулирования международных споров не оправдало возложенных на него ожиданий. Оно никогда не достигло успеха в условиях высокой напряженности. Немногочисленные случаи создания согласительных комиссий касались технических вопросов и имели довольно скромные результаты.
Одним из примеров успешного примирения, является работа согласительной комиссии по вопросу делимитации континентального шельфа между Исландией и о. Ян-Майн, Норвегия. В 1981 г. комиссия в составе трех членов приняла единогласное решение провести линии разграничения континентального шельфа таким образом, чтобы они совпадали с линиями разграничения экономических зон сторон. Также в соглашении определена так называемая зона совместного освоения, расположенная по обе стороны границ континентального шельфа между Исландией и о. Ян-Майен. В зоне совместного освоения Норвегия и Исландия получают право на 25%-ное участие в разработке углеводородных месторождений на территориях друг друга.
Несмотря на свои преимущества, за последние 30 лет примирительная процедура ни разу не применялась. Причин много. Если спор носит политический характер, согласительная комиссия не имеет необходимого политического влияния, чтобы принудить стороны согласиться на мирное урегулирование спора. Предпочтительным вариантом являются двусторонние переговоры. Другой возможностью является посредничество авторитетной личности, такой как Генеральный секретарь ООН. Если же спор носит технический характер, процедура примирения выглядит как бесполезная трата времени и ресурсов.