Правоотношения в Японии

Международное право - ЯпонияКак и во многих других промышленно развитых странах закон играет важнейшую роль в политической, экономической и социальной жизни Японского общества. Фундаментальные различия между японскими и западными правовыми концепциями, однако, часто приводят иностранцев к представлению о том, что японское общество базируется на квазифеодальных принципах, отношениях oyabunkobun (покровитель-подопечный) и стремлении к соблюдению гармонии или wa.

В Японии сравнительно мало адвокатов, так 2010 году было 23 адвоката на 100 000 жителей, в то время как в США 391 на тоже количество жителей, что в 17 раз больше. Этот факт часто приводится в пример того, что японцы не склонны портить межличностные отношения выставляя решение личных обид на слушания в публичных местах. Даже при авариях и катастрофах японцы готовы принять ритуальные соболезнования и довольствуются небольшой внесудебной компенсацией, значительно меньшей той, что получили бы жители западных стран после рассмотрения жалобы в суде.

Однако, существует фактор, оказывающий даже большее влияние, чем культура и традиции, на нежелание японцев доводить дело до суда. Министерство Юстиции устанавливает ограничения университетам и факультетам права на количество, выпускников, способных работать практикующими адвокатами или судьями. Лишь около двух процентов из примерно 25 000 человек ежегодно допускаются к обязательным курсам в Учебно-исследовательский институт Министерства Юстиции. Институт выпускает только несколько сотен специалистов каждый год. Страдающая от нехватки адвокатов, судей, чиновников и других сотрудников, судебная система сильно перегружена. Председательствующие судьи нередко советуют истцам решать спорные вопросы во внесудебном порядке. Процессы даже через суды низшей инстанции проводятся мучительно медленно, а апелляции, поданные на рассмотрение в Верховный суд, могут занять десятилетие. Сталкиваясь с такими препятствиями, большинство людей предпочитают не искать средство защиты своих интересов в судебных инстанциях.

Международное право - Верховный суд Японии

Международное право — Верховный суд Японии

В англоязычных странах, закон традиционно рассматривается как система для обеспечения нормативных прав и обязанностей, направленных на защиту законных интересов частных лиц. Суд рассматривается как беспристрастный наблюдатель, занимающий нейтральную позицию в спорах граждан между собой или с государством. Судебное разбирательство — основа гражданского права. Реформаторы в эпоху Мэйдзи (1868-1912), однако, были под сильным влиянием правовых теорий, разработанных и принятых в Германии и в других континентальных европейских странах. Они видели закон в первую очередь как инструмент, с помощью которого государство управляет беспокойным населением и направляет его энергию на достижение целей Fukoku Kyohei (богатства страны, сила армии).

Основой, воплощающей дух закона в современной Японии является не адвокат, представляющий интересы частных лиц, но скорее чиновник, который осуществляет руководство через то, что социолог Макс Вебер называл «рационально-правовыми» методами управления. Образование и должность в области права, приобретаемые подготовкой в университете, подразумевают исполнение, интерпретацию и, на самом верхнем уровне, разработку законов в государственно-правовой системе. Многие функции, выполняемые частными юристами в западных странах, в Японии попадают в сферу ответственности и исполнения государственных служащих. Большинство правящей элиты страны, как политической, так и экономической – это выходцы из числа выпускников юридического факультета Токийского университета и других престижных институтов, люди, которые редко выбирают работу в качестве частных адвокатов.

Нормативный и бюрократический контроль во многих аспектах Японского общества излишне дотошный. Так, например, все государственные и частные университеты находятся под пристальным наблюдением и контролем министерства Образования, науки и культуры. Изменения в учебных или дипломных программах, назначение старших преподавателей, и тому подобные процедуры требуют одобрение министерства в соответствии с очень подробно составленными руководствами. Хотя такое пристальное внимание не ограничивает свободу обучения и исследований (охраняемую статьей 23 Конституции), это серьезно ограничивает университеты в сфере реформ и инноваций. В начальной и средней школе контроль еще более суровый и подчиняется многочисленным инструкциям.