Постоянная палата международного правосудия
Постоянная палата международного правосудия (ППМП) — судебный орган, учрежденный Лигой Наций для урегулирования всех споров международного характера и вынесения консультативных заключений по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей Лиги.
Постоянная палата международного правосудия был учреждена во исполнении ст. 14 Устава (Пакта) Лиги Наций в соответствии с договором, известным как Статут Постоянной палаты международного правосудия. Статут ППМП был разработан Консультативной комиссией из десяти юристов и единогласно принят Ассамблеей Лиги в 1920 г. Статут вступил в силу в 1 сентября 1921 г. после подписания и ратификации Протокола о подписании большинством государств-членов Лиги.
Официальное открытие Постоянной палаты международного правосудия состоялось 15 февраля 1922 г. во Дворце мира в Гааге. На проходившей с 30 января по 24 марта 1922 г. предварительной сессии был разработан и принят Регламент суда, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности ППМП. Регламент разрабатывался с учетом опыта крупных международных арбитражей и практики верховных судов различных государств.
В 1929 г. в Статут ППМП был внесен ряд поправок, касающихся главным образом организационных вопросов и процедуры ведения консультативных разбирательств. Протокол о пересмотре Статута ППМП был принят Ассамблеей Лиги Наций 14 сентября 1929 г., а 1 февраля 1936 г. вступил в силу.
К концу 1939 года 50 государств ратифицировали Протокол о подписании. Хотя США подписали протоколы 1920 и 1929 гг., они так и не присоединились к Статуту ППМП из-за отказа Сената их ратифицировать. СССР в связи с тем, что большинство держав, входящих в Лигу Наций, не признавало Советское правительство де-юре, не считал ППМП беспристрастным судебным органом и отказался в нем участвовать.
Организация Суда.
Требования, предъявляемые к членам Суда.
Первоначально Постоянная палата международного правосудия состояла из 11 судей и 4 заместителей судей. После внесения поправки в Статут ППМП в 1929 г. количество судей было увеличено до 15. Статья 2 Статута ППМП устанавливает общее требование для кандидатов: «лица высоких моральных качеств, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющиеся юристами с признанным авторитетом в области международного права». В дополнение к личной квалификации ст. 9 Статута предусматривала, что «и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира».
Система выборов.
Каждому государству-члену было разрешено выставить не более четырех кандидатов, причем не более двух, состоящих в гражданстве своей страны. Судьи избирались абсолютным большинством голосов на выборах, проводимых одновременно в Ассамблее и в Совете. Члены ППМП избирались на девять лет и могли переизбираться на новый срок.
Статус судей.
Статья 19 Статута ППМП предусматривала, что «члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами».
Судопроизводство.
Обращение в Суд.
Согласно ст. 13 Устава Лиги Наций, если между участниками Лиги возникает спор, который не может быть урегулирован дипломатическим путем, то вопрос следует перенаправить в третейский суд. Государства в соответствии со ст. 40 Статута ППМП могли передавать дела в Суд одним из двух способов: либо нотификацией специального соглашения, либо подачей письменного заявления на имя Секретаря.
Слушания.
Статутом Постоянной палаты международного правосудия предусматривалось, что за исключением специально предусмотренных случаев Суд заседает в полном составе. Исключения составляли трудовые дела, дела, касающихся транзита и связи, и дела, рассматриваемые в порядке упрощенного судопроизводства, которые могли рассматриваться и решаться коллегией из пяти судей.
Вынесение судебных решений.
По завершении слушаний Суд приступал к рассмотрению своего решения на закрытых заседаниях. Каждый судья готовил письменную записку с изложением своего мнению по делу. Эти записка переводилась и распространялась среди других судей, после чего Председатель готовил проект решения, содержащего краткое изложение мнений отдельных судей. Судьи рассматривали проект решения и предлагали к нему свои поправки.
Рассмотрев эти поправки, редакционный комитет из 4 человек, включая Президента, Секретаря и двух судей, избранных тайным голосованием, составлял текст окончательного решения, за которое проводилось голосование. Судьи могли голосовать только «за» или «против», воздерживаться было нельзя.
После вынесения окончательного решения, оно оглашалось в открытом судебном заседании перед представителями сторон в споре. Каждое решение содержало причины, лежащие в основе решения и заключения судей; несогласным судьям разрешалось представить собственное особое мнение. Решение было окончательным и обжалованию не подлежало. Просьба о пересмотре могла рассматриваться лишь в случае обнаружения неизвестных обстоятельств, способных оказать влияние на исход дела.

Последняя сессия Постоянной палаты международного правосудия. Женева. Октябрь 1945 г.
Юрисдикция.
Юрисдикция Ratione Personae.
Согласно ст. 34 Статута ППМП только государства или члены Лиги могли быть сторонами дел, рассматриваемых Судом. Под «членами Лиги» подразумевались территории Британской империи, еще не получившие статус независимых доминионов. Суд открыт для членов Лиги, а также для государств, упомянутых в Приложении к Уставу Лиги. Совет должен был установить условия, при которых Суд будет открыт для других государств, но эти условия ни в коем случае не могли «поставить стороны в неравное положение перед Судом».
Юрисдикция Ratione Materiae.
Статья 36 Статута ППМП определяет сферу юрисдикции ratione materiae Суда. Основной принцип изложен в первом абзаце: «К юрисдикции Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные действующими договорами и конвенциями». Данное положение подкрепляется последним предложением: «В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается определением Суда».
Применимое право
Постоянная палата международного правосудия в соответствии со ст. 38 Статута должна применять:
- международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
- международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
- общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
- с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Цель последнего пункта состояла в том, чтобы не допустить вынесения ППМП решения non liquet под предлогом отсутствия или неясности подлежащей применению нормы права. Ссылка на ст. 59, где говорилось, что «решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу», закрепляла положение о том, что предыдущие решения ППМП не имеют для нее обязательной силы.
Консультативные заключения.
Статья 14 Устава Лиги Наций предусматривала, что в дополнение к своей основной функции – рассмотрения и решения споров международного характера Постоянная палата международного правосудия «будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей». Это было крупным нововведением в международной практике.
Первоначально Статут ППМП не содержал норм, регулирующих консультативную юрисдикцию Суда, и Суд учел это в Регламенте ППМП. Это упущение было исправлено при пересмотре Статута в 1929 году, когда в него были перенесены некоторые положения Регламента и добавлена новая Глава IV (ст. 65–68).
Оценка деятельности и значение в истории международного права.
Деятельность Постоянной палаты международного правосудия была исключительно успешной. В период с 1922 по 1940 год ППМП вынесла 32 решения (включая решения о юрисдикции и приемлемости), все из которых были исполнены, хотя и не всегда без трудностей. ППМП также вынесла 27 консультативных заключений, по большинству из которых были приняты соответствующие меры. Кроме того, ППМП приняла 137 постановлений, касающихся процедуры судопроизводства в конкретных случаях. Большинство консультативных заключений и 11 судебных решений касались споров, связанных с Версальским мирным договором 1919 г. и послевоенным мироустройством.
Работа Постоянной палаты международного правосудия была прервана немецким вторжением в Нидерланды в мае 1940 года во время Второй мировой войны. После войны ППМП была официально распущена на заключительном заседании Ассамблеи Лиги Наций 18 апреля 1946 г. Функции ППМП перешли к Международному Суду (МС), который, не будучи его правопреемником, фактически продолжил его деятельность на основе устава, практически полностью дублировавшего Статут ППМП.
Тем не менее, между Постоянной палатой международного правосудия и Международным Судом существует принципиальное различие. МС является одним из шести «главных органов» Организации Объединенных Наций (ООН), а его статут – неотъемлемой частью Устава ООН, поэтому все члены ООН автоматически становятся участниками МС. ППМП, хотя обычно считается судом Лиги Наций, не была органом лиги, и только те государства, которые ратифицировали Протокол о подписании 1920 г., были связаны Статутом ППМП.
С учетом незначительных изменений в организации, компетенции и процедуре судопроизводства, а также применимом праве и других поправок Статут ППМП был целиком заимствован МС. Важно подчеркнуть, что, как и его преемник, ППМП не обладала обязательной юрисдикцией. В случае спорной юрисдикции дело могло рассматриваться лишь в случае согласия соответствующих государств, выраженного либо путем объявление специального соглашения сторон, либо ссылкой в статье договора, либо на основании односторонних заявлений.
Несмотря на отсутствие обязательной юрисдикции, создание Постоянной палаты международного правосудия стало поворотным моментом в истории международных судов и институтов международного права в целом. В отличие от третейских судов, чей опыт способствовал ее созданию, ППМП был постоянно действующим, глобальным судебным органом с полностью штатными, оплачиваемыми судьями, секретарем, преимущественно публичными слушаниями, а также открытыми протоколами судебных заседаний. ППМП разработал судебные процедуры, методы и практики, которые в конечном итоге послужили основой для МС. В то же время первый «Всемирный суд», как часто называют ППМП и МС, внес положительный вклад в толкование и разработку основных норм международного права, а рассматриваемые им дела заложили судебные традиции, которые продолжаются в работе его преемника, Международного Суда.