Понятие юрисдикции

Международное право.

Юрисдикция означает правомочие государства, в соответствии с международным правом, регулировать или воздействовать на поведение людей, имущественные отношения и условия деятельности и отражает основные принципы государственного суверенитета, равенства государств и невмешательства во внутренние дела. Юрисдикция является необходимым и действительно решающим фактором государственного суверенитета, так как позволяет осуществлять властные полномочия, направленные на изменение, возникновение или прекращение правовых отношений и обязательств. Эти функции могут быть возложены на законодательные, исполнительные или судебные органы государственной власти. В каждом отдельном случае, правомочные государственные органы в рамках компетенции, определяемой правовой системой этого государства, исполняя надлежащие функции, оказывают разносторонние воздействия на общественные отношения.

Парламентом государства принимаются юридически обязательные нормативно-правовые акты, суды принимают юридически обязательные решения, а административно-исполнительный аппарат правительства имеет правомочие и юрисдикцию (или) юридические полномочия для обеспечения соблюдения правовых норм. Необходимо проводить различие между способностью принимать правовые нормы, будь то путем законодательной, или исполнительной, или судебной деятельности (прескриптивной или предписывающей юрисдикцией) и способностью обеспечивать соблюдение принятых норм в форме реализации исполнительной власти или судебного исполнительного производства (исполнительной юрисдикцией). Юрисдикция, как правило, имеет территориальный характер, однако, может основываться на и других принципах, например, на принципе гражданства, в то время как обеспечение исполнения ограничено территориальными факторами.

Можно привести следующий пример: человек убивает кого-то в Великобритании, а затем перебирается в Нидерланды, британские суды обладают юрисдикцией в отношении данного преступления, но они не могут обеспечить его исполнения, отправляя сотрудников полиции в Нидерланды для задержания подозреваемого. Они должны обратиться к голландским властям для его ареста и отправки в Великобританию.Сдругой стороны, если убийца остается в Великобритании, то он может быть арестован и там же предан суду, даже если выяснится, что он является гражданином Германии. Таким образом, предписывающая юрисдикция (или правомочие принимать правовые акты) может осуществляться в отношении инцидентов, имевших место в территориальных пределах государства, независимо от наличия или отсутствия у его участников гражданства, а также может быть основана на принципе гражданства, как в случае британского подданного, подозреваемого в убийстве, совершенном за границей, который может быть осужден за это преступление в Великобритании (конечно, если он находится на территории Великобритании). Исполнительная юрисдикция с другой стороны, по существу ограничена нахождением подозреваемого на территории государства.

Тем не менее, при определенных условиях существует возможность задержания подозреваемого в преступлении при отсутствии основания юрисдикции. Например, если француз совершил убийство в Германии, он не может быть судим за это в Великобритании, несмотря на то, что он находится в этой стране, хотя, конечно же, как Франция, так и Германия могут подать заявку на его арест и экстрадицию из Великобритании.

Как можно заметить, юрисдикция тесно связана с территорией, но не замыкается только на ней. Многие государства обладают юрисдикцией для вынесения судебных решений в отношении преступлений, совершенных за пределами их территории. Кроме того, некоторые лица, имущество и случаи могут освобождаться от территориальной юрисдикции. Например, иностранные дипломаты обладают правом иммунитета к законам тех стран, в которых они работают, и это право не может быть поставлено под сомнение принятием национальных правовых актов или упразднено судебным решением.

Многие вопросы, касающиеся юрисдикции является спорным, не в последнюю очередь из-за релевантности, а также конституционных положений и коллизии правовых норм. Международное публичное право пытается установить правила, касающиеся четкого разграничения правомочий государств. Международное частное право (или коллизионное право) пытаться регулировать отношения, осложненные иностранным элементом, рассматривая, во-первых, обладает ли конкретная страна юрисдикцией по данному вопросу, во-вторых, если она обладает, то законы какой страны должны применяться при разрешении спора.

Основания для юрисдикции не являются идентичными в международном публичном праве и международном частном праве. В последнем случае, конкретные споры вполне могут рассматриваться с учетом постоянного или фактического места жительства (например, в отношении признания иностранных браков и разводов), но подобные основания не являются условиями для возникновения юрисдикции по вопросам, касающимся международного публичного права. Несмотря на то, что практически невозможно или достаточно сложно в большинстве случаев полностью разделить категории международного публичного и частного права, тем не менее, разные способы определения юрисдикции часто запутывают дело.

Иногда возникают вопросы о юрисдикционной компетенции в области конституционного права. Эти проблемы появляются в структуре судебных органов власти федеративных государств, таких как США, где могут возникать конфликты в объеме полномочий отдельных судов.

Относительное осуществление полномочий со стороны законодательных, исполнительных и судебных органов власти является вопросом национальной правовой и политической системы, но экстерриториальное применение юрисдикции находится всецело в зависимости от норм международного права.