Эмер де Ваттель — швейцарский философ, дипломат и юрист, чьи теории легли в основу современного международного права и политической философии. Он родился 25 апреля 1714 года в Куве (кантон Невшатель, Швейцария) в семье протестантского священника. Достигнув совершеннолетия, Эмер де Ваттель поступил в Базельский университет, где занимался классическими и гуманитарными науками. В 1733 году он поехал в Женеву, чтобы, следуя по стопам отца, изучать теологию. Однако философия и метафизика привлекали его гораздо больше. Будучи студентом Жан-Жака Бурламаки (1694–1748), Эмер де Ваттель познакомился с идеями и работами Кристиана Вольфа (1679–1754) и Готфрида Лейбница (1646–1716), вдохновившими на написание его первого широко известного сочинения «Защита системы Лейбница».

Эмер де Ваттель

Эмер де Ваттель.

В 1742 году денежные затруднения вынудили Эмера де Ваттеля отправиться в Берлин в надежде поступить на службу к Фридриху II, королю Прусси. Однако для него не нашлось подходящей должности. Вследствие этого, Эмер де Ваттель, все еще продолжая испытывать финансовые трудности, покидает Берлин, чтобы попытать удачу у соперника короля Фридриха II. Его тепло приветствовали в Дрездене, где он получил должность у графа Генриха фон Брюля – ближайшего советника, а затем премьер-министра Августа III, короля Польши, курфюрста Саксонии и великого князя Литовского.

Вскоре после переезда в Дрезден, Эмер де Ваттель был вынужден вернуться в Швейцарию по личным причинам, где он получил звание «Советника посла», а затем «Аккредитованного министра» Августа III в Берне. Здесь он написал среди прочих работ свое главное произведение «Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов», опубликованное в 1758 году. Через год Эмер де Ваттель был назначен Тайным советником Августа III, что дало ему возможность активно участвовать в формировании внешней политики в условиях крайней нестабильности периода Семилетней войны (1756-1763). В 1766 году Эмер де Ваттель по состоянию здоровья был вынужден отказаться от своей дипломатической должности. Он скончался в Швейцарии 28 декабря 1767 года.

Эмер де Ваттель и Право народов.

Начиная с первой публикации, Право народов Эмера де Ваттеля вызывало повышенный интерес. Один за другим следуют многочисленные издания и переводы, а его известность достигает Англии и США, где книга становится учебным пособием в университетах. С 18-го по начало 20-го века авторитет Эмера де Ваттеля по вопросам международного права оставался непревзойденным.

Высокая оценка и широкое признание, полученные Правом народов, не должны вызывать удивление. Эмер де Ваттель впервые изложил право народов как свод правовых норм, регулирующий поведение суверенных государств как в мирное, так и в военное время. Другими словами, он был человеком, определившем парадигму международного права, господствовавшую в течение последующих двух столетий. В данном контексте следует выделить три основополагающих аспекта его сочинения.

Эмер де Ваттель. Право народов.

Право народов. 1775.

Прежде всего, Эмер де Ваттель по всем вопросам, касающимся права народов, отошел от межличностной концепции, поддерживаемой его предшественниками, заменив ее чисто межгосударственным подходом, где право народов было правом, регулирующим отношения между государствами. Из подобного подхода вытекает ряд важных следствий. Во-первых, он низводит человека во внутреннюю сферу государства, тем самым лишая его статуса субъекта по праву народов. Во-вторых, Эмер де Ваттель продвигается значительно дальше Кристиана Вольфа, защищая принцип, согласно которому международное общество, для которого право народов является отражением правового порядка, действительно представляет собой общество суверенных, равных и независимых государств. Кроме того, в силу своей суверенной воли только государства могут решать вопросы о приемлемости международных прав и обязанностей. Наконец, он устанавливает правовые основы классического международного права, на которые на протяжении веков будут ссылаться юристы и политики, связанные, как и все остальное, с принципом суверенного государства как субъекта международного права, в таких вопросах как: право договоров, дипломатические отношения, право нейтралитета, ius ad bellum, гуманизация ius in bello и право международной ответственности.

Во-вторых, Эмер де Ваттель безоговорочно признал существование двойственности норм, регулирующих поведение суверенных государств: норм, налагаемых естественным правом, и норм, устанавливаемых позитивным правом народов. Здесь он позаимствовал одно из самых новаторских предложений своего наставника Кристиана Вольфа и выделил три аспекта права народов – добровольный, конвенционный (договорной) и обычный, в дополнение к естественному праву народов. Хотя, поступив таким образом, он открыл дверь для государственного волюнтаризма в международном праве, но было бы несправедливо считать Эмера де Ваттеля «принцем позитивистов», как его охарактеризовал Жорж Ссель. Он оставался убежденным сторонником школы естественного права, подчиняя позитивное право народов естественному праву народов.

В-третьих, Эмер де Ваттель рассуждал о праве народов как о «либеральном и плюралистическом», что в значительной степени согласовывалось с мнением европейского общества периода Просвещения. Его работа предоставила множеству малых и средних государств механизмы, необходимые для управления своими отношениями, в то время, когда старые феодальные или имперские структуры находились в упадке. Это также было время, когда Европа начала отходить от фанатичных религиозных войн и должна была найти способ управления отношениями между государствами, исповедующими разные религии и имеющими разные субъективные представления о «благополучной жизни». Либеральное и плюралистическое право народов Эмера де Ваттеля прекрасно подходило для данной цели, поскольку его основополагающим принципом был принцип нейтральности или толерантности по отношению к политическому режиму, обычаям и религии каждого государства. Право народов Эмера де Ваттеля отстаивало принцип многообразия государств, равно как и их суверенную свободу выбирать собственную систему правления и религию; принцип суверенной свободы; и, наконец, принцип равенства между государствами, независимо от их размера или мощи. Основная идея довольно проста и представляет из себя идеальное обобщение системы индивидуальных свобод: осуществление прав и обязанностей, заявленных каждым государством, ограничивается только суверенными правами и обязанностями, которыми обладают другие государства. Либеральная система права, определяющая отношения между нациями, обладающими независимой и суверенной правосубъектностью, которые относятся друг к другу как равные и независимые друг от друга, была создана для достижения двойной цели. Внутри она направлена на обеспечение свободы каждого государства делать все, что хочет на собственной территории; снаружи она стремится ограничить гегемонистские порывы государств, папы или императора по отношению к любому другому государству.

На самом деле Право народов Эмера де Ваттеля имеет гораздо более комплексный характер. Его цель состояла в том, чтобы установить эвдемоническое представление о благополучии, которое автор полагал абсолютно необходимым и которое, по его мнению, будет способствовать благосостоянию и процветанию нации. С этой целью он считал необходимым навязывать государствам внутренние правовые обязательства. Таким образом, Право народов Эмера де Ваттеля не является столь же либеральным правом, как либерально-провиденциальное право, которое стремится одновременно обеспечить уважение отдельных свобод государства и содействовать благу и процветанию его нации. Это, конечно, вызывало определенные трудности, поскольку принцип либерального государства и плюрализм в суверенном выборе государств в отношении благополучной жизни и политической системы противоречит эвдемонической цели, обусловленной реализацией определенного представления о политической системе, благе и процветании. Поскольку государства могли оказаться перед выбором между противоречивыми требованиями, вытекающими из разных целей, Эмеру де Ваттелю необходимо было определить порядок приоритетов, утверждая, что либеральный подход преобладает над провиденциальным. Ему это удалось до такой степени, что «провиденциальная» цель вскоре была отброшена другими практиками и теоретиками международного права, которые считали ее неэффективной и недейственной в отношении права.

Поэтому неудивительно, что Право народов Эмера де Ваттеля сохраняло свое значение столь продолжительное время. Автор предоставил европейским властям, а также юристам-практикам первый стандартный учебник по международному праву, и сделал это таким образом, что они смогли удовлетворить свои стремления как к суверенной независимости, так и обеспечению безопасности.