Жизнь и учение.
Альберико Джентили родился в 1552 году в городке Сан-Джинезио Папской области Италии. После изучения гражданского права в университете Перудже, он остается на городской службе в должности поверенного. За приверженность к протестантскому учению был обвинен в ереси и 1979 г. был вынужден покинуть Италию. Поскитавшись по Священной Римской империи, в 1580 г. Джентили обоснавался в Лондоне, начав новую карьеру в качестве адвоката. Здесь он познакомился с Робертом Дадли и благодаря его протекции в 1581 г. начинает преподавать в Колледж Сент-Джон в Оксфорде, где в 1587 г. получает должность королевского профессора.
В Оксфорде Альберико Джентили было написано большое количество сочинений, которые можно разделить на четыре основные группы. Первая группа включает в себя трактаты по темам гражданского права, такие как сборник десяти научных диссертаций, его комментарии под заголовком Кодекс, посвященный магической практике, и его комментарии под заголовком О значении слов. В своих работах он придерживался и отстаивал mos italicus 1 освоенную в проведенные в университете Перудже годы. Вторая группа книг Джентили посвящаестся праву народов. Он начинает работать в этой области с написания сочинения Три книги о посольствах (1585), в которой систематизировал сложившиеся представления о дипломатической практике и ее нормах. В данной работе кроме того рассматривается дело Бернардино де Мендоса (ок. 1540-1604), испанского посола, высланного в 1584 году за участие в заговоре против королевы Елизаветы I. В 1589 году после разгрома испанской Непобедимой Армады Джентили опубликовал три диссертации по праву войны, которые в 1598 году были скомпонованы в Три книги о праве войны – его главном труде ставшим классикой международного права. Он завершает работу по данной теме в 1599 году после опубликования своего сочинения Две книги о римской армии, в которой отстаивает мнение о том, что древние римляне всегда вели праведные войны.
В трудах третьей категории рассматриваются вопросы, относящиеся к политической теологии, в них Альберико Джентили ведет размышления об обязанностях монарха, который является своего рода посредником трансцендентного порядка в человеческом содружестве. Джентили впервые начинает рассуждать о королевской власти в диспуте О принце, включенном в опубликованный в 1587 году сборник из десяти диспутов. Он развивает свою аргументацию в 1605 году в работе Три королевских диспута, где им даются объяснения, почему монарх обладает абсолютной властью, почему три королевства Великобритании могут быть легитимно объедены и почему эти королевства не имеют никакого права сопротивляться власти английского монарха. По проблеме противодействию законному монарху, он опубликовал серию из десяти диспутов, в которых комментируются два титула Codex Justinianus. В этих политических трудах Джентили отстаивает позицию благосклонную к Якову I и его церковной политики, направленной как против пресвитерианской идеи о новом договоре, так и против католической теории опосредованной власти папы, присоединяясь к полемической дискуссии, доминирующей в европейской общественно-политической мысли начала XVII века.
Четвертая группа его работ включает в себя большое количество трудов, посвященных различным проблемам правовой науки. Джентили написаны работы о сборниках юридических норм, о языке римского права, о названиях исторических периодов, о выступлениях актеров, и на некоторые темы, касающиеся библейских вопросов.
Он занимал кафедру в Оксфорде до конца своей жизни, а с 1590 также принимает активное участие в деятельности Адмиралтейского суда Лондона, в котором широко использовались нормы континентально гражданского права. С 1605 по 1608 г. он служил штатным адвокатом в испанском посольстве и, благодаря полученному опыту, смог написать свою третью значительную работу по праву народов – Две книги испанского адвоката, вышедшую в свет в 1613 году уже после смерти автора, под редакцией его брата, профессора права Сципиона Джентили (1563–1616).
Альберико Джентили и история международного права.
Во время своей жизни Альберико Джентили не был столь известен как его младший брат Сципион и был почти забыт после своей смерти. Его произведения были заново открыты в 1874 году английским юристом Томасом Эрскином Голландии (1835–1926), который представил новую редакцию Права войны. С тех пор Джентили считается «отцом международного права», хотя правильнее было бы его назвать «отцом права народов». В отличие от современного понимания международного права, основывающегося на рациональных соглашениях между свободными и независимыми государствами, Джентили рассматривает право народов как форму частного права, включающую единые правила, использующиеся жителями разных стран, и также применяющиеся в отношениях между государствами. Во-вторых, оно основывается на естественном или божественном порядке, выражающим некий нерушимый и вечный закон. В-третьих, оно осуществляется по онтологически независимым правилами, которые могут быть интерпретированы только в топологической аргументации. В этом смысле Джентили был частью правовой традиции, восходящей к практике древней и средневековой юриспруденции и теологии и достигнувшей своей высшей точки в работах Гуго Гроция (1583-1645); традиции, которая была полностью или частично замещена современными учениями о естественном праве. Тем не менее в течение XVI века возникает насущная необходимость в определении комплекса правил в рамках данного всеобъемлющего права народов, которые применялись бы конкретно для регулирования отношений между государствами, то есть «публичного», помимо «частного», права народов. Этот проект, уже начатый в работах схоластических богословов из университета Саламанки, которыми был установлен перечень предметных вопросов, существующих в отношениях между государствами, и разработана специальная литературная форма для передачи своего учения, находился в стадии воплощения.
Подобная богословская традиция «публичного» права народов в глазах Альберико Джентили имела два существенных недостатка. Прежде всего она разрабатывалась в рамках католической традиции, для которой не приемлема сама мысль о короле, противостоящим, с одной стороны, папству и Испании, а, с другой стороны, пресвитерианам и пуританам. Во-вторых, она формировалась под влиянием богословской науки, которая имеет собственные критерии в выборе значимых вопросов и ответов, собственных авторитетных мыслителей, а также собственные своды правил и способы их распространения, тогда как в начале нового времени обсуждение политических и юридических концепций велось в замкнутых дискуссионных кружках.
Джентили намеривался построить обширную доктрину о «публичном» праве народов, основанной на правовой традиции. На самом деле, тема войны уже хорошо известна в позднесредневековой юриспруденции, знатоками которой на эту тему был написан ряд трактатов, изданных в составе больших юридических сборников XVI века. Однако, в этих сочинениях анализировались лишь отдельные аспекты или субъекты, но война во всех своих проявлениях никогда не рассматривалась. Кроме того, со времен древнеримской юриспруденцией известны различные правила ведения войны, зафиксированные в своде правил Corpus juris. Наконец, большое количество знаний можно было почерпнуть путем пристального изучения древней историографии, которая описывала военную практику римлян и предоставляла достаточно материалов для разработки всеобъемлющей доктрины права войны, что в итоге и было сделано Гуго Гроцием спустя несколько десятилетий.
С привлечением этих трех источников Альберико Джентили создает свое «публичное» право народов, но им так и не была предложена «систематическая» теория, так как в то время еще не был известен унитарно-эпистемический подход, разработанный позже в современном естественном праве.
Он оформляет свое право народов как сборник основных вопросов, скомпонованных по ключевым темам, а не выстроенных согласно единому принципу. Таким образом, посольское право он представляет как speculum legati 2, право войны описывает в триадической схеме, условно отражающей развертывание конфликта, а морское право рассматривает в автономной системе, базирующейся на юридической практике.
Альберико Джентили и концепция войны.
Уже в первой диссертации, Джентили четко заявил о своем намерении построить политическую доктрину в соответствии юридической традицией. В начале его второй диссертации, посвященной теме монархической власти, декларируется, что данная тема будет рассматриваться с применением принципов римского права, отвергая всевозможные философские аргументы, в особенности доводы профессора Джона Кейса, своего коллеги по Оксфорду, который преподавал политику Аристотеля и отстаивал противоположную точку зрения.
Гораздо более определенное высказывание можно найти на страницах трактата Три книги о праве войны. Здесь Альберико Джентили утверждает, что все предшествующие философы полностью игнорировали тему войны, так как в их сочинениях рассматриваются только проблемы мирного сосуществования в рамках единого содружества, и не исследуются возможные вопросы, касающиеся наличия прав и обязанностей сторон вооруженного конфликта. Необходимость таких исследований продиктована открытием более обширного сообщества – общечеловеческого сообщества. Такая необходимость могла появиться лишь тогда, когда европейские государства, жившие в соответствии с римским или общим правом, вступили в прямой контакт с большим количеством народностей, придерживающихся свой собственных законов и обычаев. Какие нормы могут регулировать отношения как европейских, так и неевропейских стран? В гражданском праве должна существовать своего рода сердцевина, которая была бы справедлива как для европейских, так и неевропейских народов. Джентили решает эту проблему, отвечая, что вполне возможно некоторые правила, кажущиеся нам универсальными и неизменными, основаны на когда-то подзабытым законе. Значит можно предположить, что такой закон всегда существует, управляя всем миром, явно или неявно.
Древние римляне имели целостную науку, посвященную данному закону. Они применяли его, когда возникала необходимость ведения деловых отношений с иностранцами или враждебно настроенными племенами; основные его положения были собраны в Libri fetiales 3. К сожалению, это знание было утрачено с упадком республики, и только в Codex Justinianeus сохранились его отдельные части. В наши дни юристы могли бы реставрировать этот утраченный закон из отдельных отрывков, сохранившихся в сочинениях римских юристов, и документальных исторических свидетельств, применяя известные фундаментальные правовые идеи к историческим материалам, и таким образом воссоздать новую версию старого «публичного» права народов.
Основываясь на таких предпосылках, в свое сочинение Три книги о праве войны Джентили включает найденные материалы, восходящие к древним правовым обычаям. Он настаивает на том принципе, что война всегда является справедливым деянием; он дает войне определение как «справедливое и публичное состязание вооруженных сил», и заостряет внимание на трех понятиях «вооруженный», «публичный» и «справедливый».
Справедливость войны объясняется через учение о четырех причинах бытия Аристотеля 4, которое является образцом для всего сочинения Джентили. В главах 1-6 первой книги государь представляется как действующая причина, в то время как в остальных 7-25 главах разъясняется материальная причина, то есть причина ведения войны. Вторая книга посвящена формальной причине, или правильному способу ведения войны, а третья книга объясняет конечную причину войны, ее результат и последующее устройство мирной жизни. Особое внимание уделяется основаниям для начала войны, которые всегда должны оправдываться истинной справедливостью. Только самооборона безусловно может считаться справедливым основанием для военных действий; ее следует рассматривать двояко: либо как противодействие несправедливому нападению, либо как притязание на права, несправедливо ущемленные или нарушенные. Религия в этом смысле никогда не может быть справедливым основанием для военных действий, а религиозные войны были возможны только в древние времена, когда Бог сам руководил народами и говорил с ними напрямую. Однако использование религиозных факторов монархом для подавления своих подданных вполне допустимо, если они выражают несогласие с государственной церковью и поднимают восстания против легитимных магистратов, потому что только монарху одному принадлежит власть над религией в государстве.
Библиография.
- Gentili, Alberico. De iuris interpretibus dialogi sex. 1582.
- Gentili, Alberico. Lectionum et epistolarum, quae ad ius civile pertinent, libri IV. 1583-84.
- Gentili, Alberico. De legationibus libri tres. 1585.
- Gentili, Alberico. Disputationum decas prima. 1587.
- Gentili, Alberico. De iure belli libri tres. Hannover. 1598.
- Gentili, Alberico. De armis Romanis Libri duo. Hannover. 1599.
- Gentili, Alberico. Ad titulum Codicis De maleficiis et mathematicis et ceteris similibus commentaries. Hannover. 1604.
- Gentili, Alberico. Regales disputationes tres: I. De potestate regis absoluta; II. De unione regnorum Britanniae; III. De vi civium in regem semper iniusta. 1605.
- Gentili, Alberico. In titulos Codicis Si quis Imperatori maledixerit, Ad legem Juliam maiestatis disputationes decem. Hannover. 1607.
- Gentili, Alberico. Hispanicae advocationis libri duo. Hannover. 1613.
- Gentili, Alberico. In titulum Digestorum De verborum significatione commentaries. Hannover.
Примечания.
- Mos italicus «итальянский обычай» — система преподавания и изучения римского права, сформированная глоссаторами и постглоссаторами или комментаторами в средние века. Тексты Corpus juris civilis и Corpus juris canonici рассматривались как некий правовой источник, имеющий вневременной авторитет. На основе толкования его отдельных текстов (глоссирования и комментирования) разрабатывались собственно новые правовые институты, выстраивалась вся система гражданского права.
- Speculum legati, «зерцало посла» — энциклопедия о посольских сношениях.
- Libri fetiales, «книга фециалов» — кодекс правил древнеримских жрецов (фициалов), регулирующих международных сношения и проведение обрядов при объявлении войны и заключении мира.
- Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: материальная причина («Из чего?»), формальная причина («Что это есть?»), действующая или производящая причина («Откуда начало движения?») и целевая или конечная причина («Ради чего?»).