Переговоры

Переговоры

Переговоры — это обсуждение конкретной темы между сторонами в целях достижения общего понимания или взаимоприемлемого соглашения. Как в глубокой древности, так и ныне переговоры являются важнейшим каналом осуществления межгосударственных контактов в различных сферах и по разнообразным вопросам. В результате переговоров устанавливаются дипломатические отношения, заключаются международные договоры, учреждаются международные организации и регулярно поддерживаются межгосударственные связи, без которых было бы невозможно само функционирование механизма международно-правового регулирования.

Переговоры это наиболее простой, не обставленный сложными процедурными формальностями и сравнительно быстрый способ решения споров и конфликтов. Переговоры носят общеприемлемый, универсальный характер – на практике не существует международного спора или конфликтной ситуации, которые не могли бы быть урегулированы посредством переговоров. Переговоры являются неизбежным этапом для использования других способов мирного урегулирования: добрых услуг, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным или соглашениям или же иных мирных средств по выбору спорящих сторон.

В условиях усиливающейся взаимосвязанности государств первостепенное значение имеет такая функция переговоров, как повседневное решение всех вопросов, возникающих в процессе бесконфликтного взаимодействия субъектов международного права при создании ими международно-правовых норм и осуществлении предписаний этих норм. Особо значимой становится роль переговоров как средства предотвращения международных споров, прежде всего споров, чреватых вооруженными конфликтами.

Классификация переговоров

Существует множество различных классификаций переговоров. Они могут быть классифицированы по следующим основаниям:

  • по уровню ведения – на высшем уровне, на высоком уровне и переговоры в рабочем порядке;
  • по количеству сторон, участвующих в переговорах – двусторонние или многосторонние;
  • по предмету – переговоры по экономическим, военным, экологическим, гуманитарным, политическим и другим вопросам;
  • по характеру взаимодействия сторон – прямые или непрямые (через посредников);
  • по степени открытости – открытые и конфиденциальные;
  • по характеру – официальные или неофициальные;
  • по форме проведения – конгрессы, саммиты, конференции, встречи, сессии, совещания и т.п.;
  • по периодичности проведения – разовые и регулярные (возобновляемые).

Процесс переговоров

Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 53/101 от 8 декабря 1998 г. «Принципы и установки для ведения международных переговоров» была предложена «общая, неисчерпывающая основа для ведения переговоров». Резолюция формулирует ряд основных правил ведения переговоров, которые именуются «установками». Таковыми являются:

  1. добросовестность (см. Принцип добросовестности);
  2. участие в переговорах государств, жизненные интересы которых непосредственно затрагиваются обсуждаемыми вопросами;
  3. цель и предмет переговоров должны соответствовать принципам и нормам международного права;
  4. следует придерживаться взаимно согласованных рамок переговоров;
  5. поддерживать конструктивную атмосферу на переговорах и воздерживаться от любых шагов, которые могли бы привести к срыву переговоров или помешать их проведению;
  6. следует сосредоточить внимание на достижении главных целей переговоров;
  7. если переговоры заходят в тупик, государства должны сделать все возможное для достижения взаимоприемлемого и справедливого решения.

Способы ведения переговоров

В ходе многовековой практики выработаны разнообразные способы ведения переговоров. Они могут быть устными и письменными, могут происходить посредством личных контактов должным образом уполномоченных лиц или посредством обмена нотами, памятными записками и иными документами.

В дипломатической практике издревле широко практикуется такой способ урегулирования нерешенных проблем, конфликтных ситуаций и международных споров, как обмен посланиями между главами государств или правительств. Эта особая форма личных контактов руководителей государств часто используется и для подготовки их встреч в рамках прямых переговоров на высшем уровне и для организации переговоров с участием министров иностранных дел, послов, экспертов и иных должным образом уполномоченных лиц.

Порядок ведения переговоров

Международное право не устанавливает какого-либо единообразного и конкретного порядка и форм осуществления переговоров. Они определяются взаимным согласием сторон. При двусторонних переговорах государства обычно ограничиваются устной договоренностью о порядке их ведения. Что касается многосторонних переговоров, в частности переговоров в форме международных конференции, то порядок их организации и механизм проведения устанавливаются в специальных регламентах, вырабатываемых до конференции сторонами-участницами.

Структура переговоров

Как свидетельствует международная практика, нормально переговоры проходят следующие основные стадии:

  • выступление государства, группы государств, третьих государств или иных субъектов международного права с инициативой проведения переговоров;
  • достижение договоренности между спорящими сторонами о переговорах (время, место, уровень и т. п.);
  • выработка процедуры ведения переговоров;
  • непосредственно процесс переговоров;
  • принятие согласованного в ходе переговоров акта.

Непосредственно процесс переговоров включает в себя три основных этапа:

  1. уточнение интересов и позиций сторон – стороны обмениваются информацией относительно наиболее важных спорных вопросов, излагают свои точки зрения и позиции по имеющейся проблеме, вносят предложения и предоставляют необходимые разъяснения по ним;
  2. обсуждение – стороны представляют аргументы в обоснование своих позиций, высказывают оценки в адрес предложений партнеров, указывают, с чем они принципиально не согласны, на какие уступки и почему они не могут пойти, либо, напротив, дают понять, какие вопросы могут стать предметом дальнейшего обсуждения;
  3. согласование позиций и выработка договоренностей – стороны вырабатывают общую формулу соглашения, согласовывают его детали, разрабатывают и редактируют текст окончательного варианта итогового документа.

Стратегии ведения переговоров

Под стратегией переговоров понимается основной принцип, из которого исходят участники. В литературе по процессу ведения переговоров выделяется два основных подхода:

  • стратегия торга;
  • стратегия совместного с партнером поиска решения проблемы (партнерская стратегия).

В соответствии с принципом торга стороны ориентируются на победу при реализации собственных целей и интересов в максимально полном объеме. Они стремятся «выторговать» наиболее выгодные для себя условия соглашения, не учитывая при этом цели и интересы противоположной стороны. В ходе торга стороны пытаются манипулировать поведением друг друга, в том числе маскируя свои истинные интересы и намерения, завышая первоначальные требования к оппоненту, вплоть до оказания давления посредством угроз, ультиматумов и шантажа. В случае торга каждая из сторон в значительной степени самостоятельно ищет решение проблемы и пытается навязать свое решение другой стороне. В результате переговоров участники могут сойтись к некому компромиссному варианту, т.е. принять совместное решение.

Противоположный подход к переговорам предполагает ориентацию на совместный анализ проблемы и поиск вариантов взаимовыгодного решения. Таким образом, в данном случае предполагаются партнерские отношения между сторонами. Подобная стратегия подразумевает существенную открытость сторон, формирование отношений взаимопонимания, сотрудничества и диалога, а главное – признание наличия общей проблемы и целевую установку на ее совместное решение. В рамках этого типа поведения критерием успешности переговоров становится разрешение имеющихся противоречий и максимальное взаимное удовлетворение интересов всех участвующих сторон. Предполагается, что вследствие взаимозависимости эффективное, устраивающее все стороны решение проблемы позволит сделать договоренности более прочными, а в итоге и более выгодными.

Тем не менее партнерская стратегия скорее является идеализированным образцом. При ее реализации на практике возникает ряд трудностей, в частности:

  • Выбор партнерской подхода не может быть сделан в одностороннем порядке. При выборе одной из сторон стратегии торга другая сторона будет вынуждена принять предложенные правила игры.
  • В условиях конфликтных отношений сторон партнерский подход трудно применим, поскольку невозможно сразу резко от силовых методов перейти к партнерству. Участникам конфликта требуется время для формирования доверия и изменения отношений в целом.

В реальной практике ведения переговоров практически невозможно встретить «чистый торг» или «чистые партнерские» переговоры, — обе стратегии, как правило, используются одновременно.

Итоги приговоров

Чаще всего переговоры приводят к удовлетворительным для сторон результатам. В зависимости от обстоятельств достигнутое соглашение может действовать само по себе либо потребовать для вступления в силу принятия дополнительных внутригосударственных мер по ратификации и вступлению в силу. Существует интересная прецедентная практика, касающаяся правовых последствий результатов переговоров. В Деле о делимитация морских пространств и территориальных спорах между Катаром и Бахрейном (Катар против Бахрейна) Международный Суд постановил, что протокол встречи, в которой участвовали обе стороны, представляет собой соглашение о юрисдикции Международного Суда для рассмотрения их спора. Таким образом, в данных обстоятельствах зафиксированный результат переговоров приобрел юридически обязательную силу независимо от того, будет он называться «соглашением» или нет.

Иногда обязательство провести переговоры дополняется указаниями по содержанию желательного результата. В Делах о континентальном шельфе Северного моря Международный суд постановил, что делимитация континентального шельфа между сопредельными государствами должна осуществляться на основе соглашения, «заключенного в соответствии с принципами справедливости». Соответствующие формулировки были перенесены в статьи 74 и 83 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которым делимитация исключительной экономической зоны или континентального шельфа между государствами с противоположными или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права «в целях достижения справедливого решения».

Переговоры также могут оказаться безуспешными или затягиваться на неопределенное время. В данных обстоятельствах участники могут обратится к другим средствам разрешения споров. При рассмотрении правового статуса Косово, например, в качестве наиболее перспективного варианта преодоления разногласий рассматривалась возможность проведения переговоров в расширенном составе. Однако в конечном итоге провал переговоров привел к одностороннему провозглашению независимости Косово (см. Консультативное заключение Международного Суда относительно соответствия международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косова 2010 г.).

Переговоры также могут быть затруднены неравным статусом сторон. Такое часто имело место в переговорах о заключении мира, когда условия соглашения диктовались стороной-победительницей. Право международных договоров дает разъяснения по ведению переговоров. Согласно ст. 52 Венской конвенции о праве международных договоров договор является ничтожным, «если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права». Аналогичным образом, согласие государства на обязательность для него договора полученное в результате принуждения его представителя действиями или угрозами «не имеет никакого юридического значения» (ст. 51 Венской конвенции о праве международных договоров).

Литература

  • Василенко, И. А. Международные переговоры: учебник для магистров / И. А. Василенко. – М: Издательство Юрайт, 2015.
  • Курс международного права. В 7 т. Т. 3. Основные институты международного права / М. М. Аваков [и др.]; отв. ред. Н.А. Ушаков. – М.: Наука, 1990.
  • Лебедева М. М. Процесс международных переговоров: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора политических наук. – Москва, 1993.
  • Лукашук И. И. Современное право международных договоров / И. И. Лукашук. В 2 т. – М.: Волтерс Клувер, 2004, 2006.
  • Шеретов С. Г. Ведение международных переговоров: Учебное пособие. – Алматы: КОУ, 2007.
  • Ikle’ F. Ch. How Nations Negotiate. — N. Y. a. o.: Harper & Row, 1976.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *