Основные положения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах основывается на предпосылке о том, что невозможно добиться права на достойную жизнь без условий, обеспечивающих удовлетворения базовых жизненных потребностей каждого человека. Пакт предусматривает: право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда; право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые; право на социальное обеспечение; право на защиту и помощь для семьи, матерей, детей и молодежи; право на достаточный жизненный уровень, включая пищу, одежду и жилище; право на здоровье; право на образование; и право на участие в культурной жизни. Пакт утверждает, что все народы имеют право на самоопределение и в силу этого права они могут свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В нем также подтверждается равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами. В Пакте конкретным содержанием наполняется концепции достойной жизни, уделяя пристальное внимание ее отдельным аспектам, а именно, факторам и условиям необходимым для удовлетворения материальных потребностей человека, его интеллектуального и духовного развития, взаимодействия с обществом и участия в культурной жизни.
Поскольку осуществление прав человека связано с удовлетворением его материальных потребностей, то может сложится мнение, что реализация требований Пакта непосредственно зависит от благосостояния нации. Согласно этой логике все бедные развивающиеся страны попадают в разряд нарушителей положений Пакта. К счастью, это не так.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает влияние ресурсных ограничений на степень и темпы претворение в жизнь его положений и позволяет постепенное осуществление всех прав, содержащихся в нем. Кроме того, согласно Пакту, обязательства государства по удовлетворению материальных потребностей своего народа, не предполагают предоставление материальных благ напрямую. Скорее государство, как главный регулятор национальной экономики, должно взять на себя роль посредника, а не поставителя. Для групп с самыми низкими доходами, государству желательно объединить обе роли.
Например, в отношении обеспечения жилья Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, наблюдающий за осуществлением Пакта, определил ряд требований, вытекающих из права на достаточное жилье. Достаточное жилье предполагает наличие комплекса коммунально-бытовых удобств, необходимых для здоровья, безопасности, комфорта и питание, в том числе доступ к безопасной питьевой воде, энергии для приготовления пищи, системам санитарии и гигиены. Жилье должно быть пригодным для жизни, иметь соответствующую жилую площадь, защищать от холода, жары и ветра. Жилье должно быть доступным. Владение должно быть юридически безопасным в том плане, что жители пользуются правовой гарантией против принудительного выселения, захвата и сноса. Действия правительства могут начаться с принятия законодательства, обязывающего вести новое строительство в соответствии с этими требованиями. Как координатор отрасли правительство может переориентировать строительные компании от возведения элитной недвижимости к домам эконом-класса, предоставляя налоговые льготы и иные стимулы для строительства доступного жилья. В качестве прямой материальной помощи правительство может субсидировать покупку жилья беднейшей группы населения путем продажи недорогих жилищных облигаций, выдачи кредитов под низкие проценты, а бездомным предоставлять общественные приюты.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также рассматривается вопрос ограниченности ресурсов, обращая внимание на необходимость мобилизации международной поддержки. Государствам-участникам надлежит предпринять меры индивидуально и в порядке международного сотрудничества для наиболее полной реализации положений Пакта в пределах имеющихся у них ресурсов. Прежде чем оправдывать неспособность обеспечить выполнение основных обязательств, по крайней мере в минимальном объеме, нехваткой ресурсов, государства-участники должны продемонстрировать, что были предприняты все надлежащие усилия по использованию всех национальных и международных ресурсов, имеющихся в их распоряжении. Положения о наиболее эффективном освоении и использовании природных ресурсов относятся не только к странам-получателям, но также и странам-донорам. В частности, в области продовольствия, науки и культуры Пакт требует от государств-участников обеспечить справедливое распределение мировых запасов продовольствия в соответствии с потребностями и уважать свободу, необходимую для научных исследований и творческой деятельности.
Экономические, социальные и культурные права от экономических целей отличаются главным образом своим статусом как юридически осуществимых прав, которые подлежат пересмотру. Определенные права доступны для безотлагательного применения национальными правовыми системами. К ним относятся обязательство обеспечить равную оплату труда женщин и мужчин за труд равной ценности, разумное ограничение рабочего времени и установление оплачиваемого периодического отпуска, введение уголовного наказания за применение труда детей в области опасной для их жизни и вредной для их здоровья. Другие положение Пакта содержат требования об отсутствии дискриминации, которые подразумевают, что экономические, социальные и культурные права должны осуществляются без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. В некоторых развивающихся странах наблюдается тревожная тенденция – когда возникает критический дефицит продовольствия, оно становится доступным только отдельным привилегированным слоям общества. По словам Комитета по экономическим, социальным и культурным правам недостаток ресурсов нельзя считать причиной несоблюдения требований об отсутствии дискриминации; наоборот, в периоды экономических трудностей, когда обездоленные группы населения требуют особого внимания, данная норма имеет первостепенное значение.
Государства не должны произвольно ограничивать права, содержащиеся в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Статья 4 предусматривает, что государство-участник может устанавливать только такие ограничения прав, признанных в Пакте, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.