Органы международных организаций
Орган международной организации — любое лицо или образование, наделенное таким статусом в соответствии с правилами организации.
Международные организации, как международные юридические лица, осуществляют свои функции через свои органы, которые, как правило, создаются на основе учредительного акта или отдельного международного договора, либо по решению других органов организации (так называемые вспомогательные органы).
Органы международных организаций наделяются весьма разнообразными полномочиями и компетенциями, такие как: директивные, административные или судебные органы; они могут состоять из разных членов, например, глав государств, дипломатов или специалистов, избираемых в личном качестве. Тем не менее, все органы международной организации имеют одно базовое требование для юридической квалификации в качестве таковой: их деятельность и решения рассматриваются как деятельность и решения соответствующей организации.
Описание институциональной структуры является важной частью учредительных договоров международных организаций. Около половины глав и статей Устава ООН посвящены шести органам ООН (главы III-V, X, XIII-XV). Аналогичным образом, в статьях 13-19 Договора о Европейском Союзе определяются институты ЕС, а в большей части этого договора обсуждаются вопросы организационного характера. Тем не менее, несмотря на тот факт, что институциональная структура занимает видное место в большинстве учредительных договоров, международные организации существенно различаются как по составу, так и структуре своих органов.
Пленарные органы международных организаций.
Как правило, в любой международной организации существует пленарный орган, в который входят все постоянные члены, а также наблюдатели из числа представителей государств и международных организаций, не обладающих полноправным членством. Называется он по-разному: ассамблея, конференция, конгресс и др. Пленарный орган обсуждает все вопросы, имеющие отношение к целям и задачам деятельности организации, и выносит решения по наиболее фундаментальным вопросам:
- определение общей политики организации, ее принципов;
- принятие проектов конвенций и рекомендаций;
- бюджетные и финансовые вопросы;
- пересмотр устава и принятие поправок к нему;
- вопросы, связанные с членством в организации, – прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.
Пленарные органы международных организаций основаны на принципе суверенитета государств-участников. Поэтому в составе данных органов все члены организации, должны иметь своих представителей, действующих в соответствии с инструкциями своих правительств. Несмотря на возрастающую роль, которую негосударственные субъекты играют в международных организациях, в большинстве их пленарных органов, таких как Генеральная Ассамблея ООН или Совет министров ЕС, представлены только правительства.
Процедуры принятия решений в пленарных органах значительно различаются. Так, в некоторых международных организациях принятие решения осуществляется на основе консенсуса (Совет НАТО), но в большинстве организации проводится голосование (например, Генеральная Ассамблея ООН).
Тем не менее, даже если речь идет о голосовании, среди пленарных органов существует большое разнообразие как с точки зрения количества голосов, необходимых для принятия решения, так и в отношении относительного веса голосов различных членов. Если в Генеральной Ассамблее ООН каждое государство имеет один голос, то в пленарных органах ЕС, МВФ и Всемирного банка удельный вес голосов каждого члена разнится в зависимости от численности населения либо экономической мощи государства.
Исполнительные органы международных организаций.
Для систематической работы в структуре организации создаются более узкие по составу оперативные органы управления, которые могут иметь разные названия: совет, комитет, президиум и т. д. Их главная задача заключается в том, чтобы контролировать работу постоянного секретариата организации и осуществлять реализацию программ и политики, определенных пленарным органом.
Разделение полномочий между пленарным и исполнительным органом имеет большое значение для процесса принятия решений международными организациями. Иногда исполнительный орган получает существенные полномочия. Это делает процесс принятия решений более быстрым и эффективным в связи с ограниченностью количества участников. Однако, возрастает риск несоблюдения членами организации, не представленными в данном органе, его решений.
Также для исполнительных органов крайне важен вопрос состава. Эти органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не одной-двух групп.
Исполнительные органы международных организаций могут формироваться на основе следующих принципов:
- справедливое географическое представительство;
- специфические интересы;
- равное представительство групп государств с несовпадающими интересами;
- наибольший финансовый вклад;
Например, в состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов – 5 постоянных (Россия, США, Китай, Великобритания и Франция) и 10 непостоянных, избираемых по географическому принципу (пять — от государств Африки и Азии; один – от государств Восточной Европы; два – от государств Латинской Америки; два – от государств Западной Европы и других государств, в том числе Канада и Австралия) Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год.
Исполнительный совет Международного валютного фонда состоит из 24 исполнительных директоров. Пять исполнительных директоров назначаются государствами-членами с пятью крупнейшими квотами (в настоящее время это США, Япония, Германия, Франция и Великобритания), а 19 избираются остальными государствами-членами.
Административные органы международных организаций.
Постояннодействующий административно-исполнительный орган является необходимой частью организационной структуры любой международной организации.
В отличие от членов пленарных собраний или исполнительных советов, сотрудники секретариата обычно не являются представителями государств-членов и несут ответственность только перед самой организацией. Такие сотрудники набираются на контрактной основе в соответствии с квотами, установленными для государств-членов.
Административный орган, как правило, осуществляет исключительно технические функции:
- обеспечивает реализацию принятых программы и политических установок, принятых пленарными и исполнительными органами;
- координирует работу постоянно действующих рабочих органов организации;
- собирает и подготавливает справочную информацию по различным проблемам;
- осуществляет перевод выступлений и документов;
- организует конференции;
- представляет организацию на международной арене.
Однако, это не означает, что секретариаты и, в частности, генеральные секретари, обязательно являются пассивными наблюдателями, выполняющими строго разграниченные административные задачи. Например, согласно статье 99 Устава ООН, Генеральный секретарь ООН уполномочен доводить до сведения Совета Безопасности любые проблемы, которые представляют угрозу международному миру и безопасности. Кроме того, Генсек ООН часто выступает в качестве «арбитра» в разногласиях между государствами-членами и предлагает свои «добрые услуги» по урегулированию международных споров.
Судебные, арбитражные органы международных организаций.
В отдельных случаях в институциональной структуре международной организации предусматривается специальный судебный или арбитражный орган. В его задачу входит урегулирование споров между членами организации, между организацией и ее членами или между органами организации. Иногда такие органы создаются для разрешения споров между организацией и ее сотрудниками (административные трибуналы).
Судебные органы состоят из лиц в личном качестве – идея представительства неприемлема: например, статья 2 Устава Международного суда устанавливает, что Суд должен состоять из «независимых судей, избранных, вне зависимости от их гражданства». Тем не менее на практике пять постоянных членов Совета Безопасности ООН всегда имеют своего собственного судью в Международном суде, и, кроме того, существует возможность назначения специального судьи для обеспечения того, чтобы в споре были представлены обе стороны.
В некоторых международных организациях судебные органы функционируют как наднациональные суды, в которых независимые судьи осуществляют обязательную юрисдикцию. Это означает что стороны не должны предварительно подтверждать согласие на разрешения спора судом. Апелляционный орган Всемирной торговой организации (ВТО) является тому примером. Однако в других организациях эти органы вряд ли можно рассматривать как стоящие над сторонами; они могут не иметь возможности осуществлять обязательную юрисдикцию, а судьи могут быть политически зависимыми представителями государства.
Пятнадцать судей Международного Суда избираются большинство голосов Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, которые проводят голосование одновременно, но независимо друг от друга. В тоже время судьи и генеральные адвокаты Европейского суда, урегулирующего споры между членами ЕС, назначаются единогласно государствами-членами ЕС. Политическая независимость судей гарантируется в обоих судах.
Тем не менее, способность Международного суда принимать решения в спорах между государствами довольно ограничена, поскольку суд не обладает обязательной юрисдикцией. Европейский суд, напротив, может осуществлять обязательную юрисдикцию. Следовательно, ни одно государство-член, обвиненное в нарушении обязательств по законодательству ЕС, не может воспрепятствовать его решению.
Посредством обязательных постановлений Европейский суд подтверждает верховенство законодательства ЕС над национальным законодательством и осуществляет его совместно с судами стран-членов. Таким образом, Европейский суд обладает компетенцией, сравнимой с компетенцией национальных административных и конституционных судов.
Парламентские органы международных организаций.
Отдельные международные организации, такие как ЕС, Африканский союз, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и НАТО, проводят парламентские ассамблеи. Их задача заключается в обеспечении легитимности процесса принятия решений межправительственной организацией.
Тем не менее, компетенция, а также представительство в этих собраниях значительно различаются. В то время как с 1979 года члены Европейского парламента избираются прямым голосованием, члены большинства других парламентских ассамблей делегируются национальными парламентами государств-членов, то есть в составе парламентского органа участвует избираемая группа представителей каждого национального парламента.
Европейский парламент, который представляет не столько правительства государств-членов, сколько народы Европы, обладает реальными полномочиями. В настоящее время он является со-законодателем в большинстве областей политики ЕС и имеет право назначать и снимать с должности европейских комиссаров. Однако в большинстве случаев парламентские органы международных организаций играют гораздо более скромную роль, выполняя, как правило, исключительно консультативные функции.
Литература.
- Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2008.
- Мировая политика и международные отношения: учебник для академического бакалавриата / В. А. Ачкасов, С. А. Ланцов. – М: Издательство Юрайт, 2019.
- Современные международные отношения: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. К. Белозёров [и др.]; под редакцией В. К. Белозёрова, М. М. Васильевой, А. И. Позднякова – М: Издательство Юрайт, 2019.
- An Introduction to International Organizations Law / Jan Klabbers – Cambridge: Cambridge University Press, 2015.
- International Organization / Volker Rittberger, Bernhard Zangl, Andreas Kruck, Hylke Dijkstra – London: Red Globe Press, 2019.