Оккупация военная

Военная оккупация — это временное занятие вооруженными силами одного государства всей или части территории другого государства с принятием на себя функций управления. Военная оккупация не распространяет суверенитет оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. После вступления в действие Женевских конвенций I – IV (1949 г.) режим военной оккупации не обусловлен ни объявлением состояния войны, ни отсутствием вооруженного сопротивления оккупанту (ст. 2 общая для четырех Женевских конвенций).
Возникновение и развитие права военной оккупации продиктованы необходимостью международно-правового регулирования отношений между оккупирующей державой, с одной стороны и оккупированным государством и его жителями, включая беженцев и лиц без гражданства, с другой. Право военной оккупации применимо только в международных вооруженных конфликтах.
Оккупацию следует отличать от завоевания территории. Завоевание предполагает полное подчинение побежденного победителю, влекущее за собой конец войны и прекращение существования побежденного государства. Для оккупации, наоборот, характерны сохранение властных структур (пусть даже в изгнании) побежденного государства и продолжение сопротивления и военных действий против государства-оккупанта.
История развития права военной оккупации.
Право военной оккупации постепенно развивалось во второй половине 19-го века в ходе дискуссий между правительствами европейских государств, главным образом в ходе мирных конференций в Брюсселе (1874 г.) и Гааге (1899 и 1907 гг.).
Принцип защиты гражданских лиц и их имущества обусловлен ранее проведенным разграничением между комбатантами и некомбатантами и обязанностью предохранять последних от бедствий войны. Обязательство уважать суверенные права оккупированного государства представляет собой отражение последних этапов кристаллизации концепции суверенитета как верховной власти государства над своей территорией и гражданами страны. Такая двойная концепция оккупации стала частью общего международного права к началу 20-го века.
В течение 20-го века право оккупации часто нарушалось. Многие оккупанты либо вовсе не признавали права оккупации, либо интерпретировали его положения в собственных целях.
Порядки, установленные во время Второй мировой войны немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками на оккупированных территориях стран Европы и бывшего СССР, сопровождались невиданной доселе жестокостью. Большинство свергнутых правительств в изгнании или после их возвращения также слабо уважали право оккупации, отказываясь признавать действительность нормативных актов, принятых оккупантом.
Другой тип проблем, возникший после окончания «холодной войны», касается миротворческих миссий ООН в рамках постконфликтного урегулирования, в таких странах как Косово и Восточный Тимор (1999 г.), или миссий международных сил под эгидой ООН, в таких странах как Сомали (1992 г.), ни одна из которых не признавала применимость права оккупации к этим миссиям, за исключением австралийского подразделения в Сомали.
Основные источники права военной оккупации.
Нормы, относящиеся к праву военной оккупации, содержатся в следующих международно-правовых актах:
- отдел III «О военной власти на территории неприятельского государства» Гаагских положений о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
- раздел III, часть III «Оккупированные территории» Женевской конвенции (IV) 1949 г. о защите гражданского населения во время войны;
- часть IV, раздел II «Помощь гражданскому населению», раздел III «Обращение с лицами, находящимися во власти стороны, находящейся в конфликте» Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г.;
- универсальные и региональные договоры в области прав человека;
- иные документы, относящихся к праву вооруженных конфликтов, в соответствии с тематикой этих документов;
- судебные постановления, доктринальные источники (прежде всего, исходящие от Международного Комитета Красного Креста (далее – МККК)).
Условия действительности режима оккупации.
Правовые условия для вступления в действие режима военной оккупации определяются ст. 42 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, считающегося отражением международного обычного права. Этот текст, оставшийся неизменным с момента его первоначального появления в ст. 1 Брюссельской декларация (1874 г.) (Проект международной декларации о законах и обычаях войны), гласит:
Территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии.
Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность.
По мнению МККК, оккупация имеет место при наличии следующих условий:
- вооруженные силы государства физически присутствуют на иностранной территории без согласия эффективного местного правительства;
- местное правительство не может осуществлять свои полномочия в силу присутствия иностранных сил;
- иностранные силы могут осуществлять власть на данной территории вместо местного правительства.
Поскольку оккупация является вопросом факта, официального провозглашения оккупации либо создания оккупационной администрации не требуется, а их отсутствие никак не сказывается на статусе оккупированной территории.
Определение того, выполнены ли условия для действительности режима оккупации в данное время и в данном месте, основываться на фактическом анализе ситуации в каждом конкретном случае. Эффективный контроль не требует присутствия оккупационных сил во всех местах. Общепринято, что достаточно, чтобы оккупационные силы могли в приемлемые сроки направить войсковые отряды для поддержания власти на оккупированной территории. Количество войск, необходимых для осуществления оккупации, зависит от различных факторов, таких как расположение жителей, численность и плотность населения, а также характер местности. Районы сражений не могут считаться оккупированными, но спорадическое местное сопротивление, даже временами успешное, не делает оккупацию неэффективной.
Правовой режим военной оккупации.
Оккупация не влечет перехода суверенитета, но влечет переход территориальной юрисдикции и, соответственно, возложение на оккупанта государственных функций и обязательств по защите прав человека.
Основные правила обращения с гражданским населением, права и обязанности оккупирующей державы в соответствии с международным гуманитарным правом можно обобщить следующим образом:
- Население оккупированной территории пользуется гуманным обращением и основными правами человека: правом на личную и семейную жизнь, правом на справедливое судебное разбирательство, свободой вероисповедания и др.
- Оккупирующая держава должна принять меры для восстановления и обеспечения, насколько это возможно, гражданской жизни, общественного порядка и безопасности.
- Законы оккупированной территории остаются в силе, если они не представляют угрозы безопасности оккупирующей державе или препятствуют применению международного права оккупации.
- Оккупирующая держава обязана при помощи всех имеющихся у нее средств поддерживать здравоохранение и общественную гигиену на оккупированной территории, а также обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Если снабжение населения является недостаточным, оккупант должен согласиться на оказание помощи другими государствами или гуманитарными организациями.
- Оккупирующей державе запрещено принуждать местных жителей служить в ее вооруженных или вспомогательных силах.
- Принудительное перемещение населения на оккупированной территории запрещено, если это не требуется по соображениям его безопасности.
- Депортация гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы безусловно запрещена.
- Принудительная работа допускается, только если она необходима для обеспечения нужд оккупационной армии или функционирования бытовой инфраструктуры. При этом оккупирующая армия не может использовать население на военных объектах и оборонительных работах.
- Коллективные наказания, акции устрашения и террора не допускаются.
- Взятие заложников воспрещается.
- Конфискация частной собственности оккупантом запрещена.
- Уничтожение имущества, которое не является абсолютно необходимым для военных операций, воспрещается.
- Преднамеренный захват, истребление или повреждение культурных ценностей воспрещаются и должны подлежать преследованию.
- Оккупант может взимать налоги с населения.
- Оккупирующая держава может реквизировать съестные припасы и санитарные материалы только для удовлетворения нужд армии и с учетом нужд гражданского населения.
- Оккупант может завладеть только государственными денежными средствами, складами оружия, транспортными средствами, запасами провианта и всей движимой собственностью государства, могущей служить для военных действий.
- Частная собственность не подлежит конфискации, однако допускаются возмездные реквизиции для удовлетворения нужд армии. Кроме того, у частных лиц могут изыматься средства связи, транспортные средства и боевые припасы, но они должны быть возвращены с возмещением убытков после заключения мира.