Общее наследие человечества

Общее наследие человечества

«Общее наследие человечества» — концепция международного права, выражающая представление о том, что определенные территориальные пространства и их ресурсы, полезные для всего человечества, необходимо защитить от эксплуатации в одностороннем порядке отдельными государствами или их гражданами, а также корпорациями или другими субъектами, допуская их исследование и использование в рамках какого-либо международного соглашения или режима на благо всего человечества.

Возникновение термина «общее наследие человечества» связано с деятельностью ООН по разработке и кодификации норм международного морского права. Концепция, которую отражает этот термин, является важным элементом Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года – откуда он перешел во внутригосударственное законодательство, регулирующее деятельность на морском дне. Свое дальнейшее развитие он получает при регламентации общего правового режима космического пространства и, в меньшей степени, при формировании международно-правовой базы, касающейся деятельности в Антарктики. Несмотря на то, что предпринимались усилия по применению концепции общего наследия человечества в отношении передачи технологий и культурных ценностей, ее основное влияние проявляется в организации международного управления в областях, открытых для использования всеми государствами международного сообщества.

Общее наследие человечества в международном праве.

Конвенция по морскому праву 1982 года.

В Конвенции по морскому праву 1982 года содержатся несколько положений, относящихся к принципу общего наследия человечества. В преамбуле, ссылаясь на резолюцию 2749 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1970 года, торжественно заявляется, что «район дна морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также его ресурсы являются общим наследием человечества». Эта идея закрепляется в статье 136 Конвенции, в соответствии с которой Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. В статье 140 формулируется следующий вывод: Деятельность в Районе, как это предусмотрено правовым режимом Международного района морского дна, осуществляется «на благо всего человечества, независимо от географического положения государств» и «с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов». Значимость данного принципа подтверждается статьей 311, пункт 6 Конвенции, в котором предписывается, что «не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего наследия человечества, изложенному в статье 136».

Космическое пространство.

Статья 1 Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (резолюция 1962 (XVIII) ГА ООН от 13 декабря 1963 года) распространила действие принцип общего наследия человечества и на космическое пространство. Из Декларации он перешел в Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (резолюция 2222 (XXI) ГА ООН от 19 декабря 1966 года).

В статье 1 Договора говорится, что исследование и использование космического пространства «осуществляются на благо и в интересах всех стран», и «являются достоянием всего человечества». В ходе обсуждения проекта Договора по космосу два термина «достояние всего человечества» и «общее наследие человечества» неоднократно сопоставлялись между собой. Формулировка «достояние всего человечества» была принята, так как она отражает более тесную взаимосвязь с принципами свободы космического пространства и запретом на его присвоение.

Концепция общего наследия человечества более подробно излагается в статье 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (резолюция 34/68 ГА ООН от 5 декабря 1979 года). Статья 4, пункт. 1 Договора о Луне объединяет два термина: «Исследование и использование Луны является достоянием всего человечества и осуществляется на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития». Оба термина, использующихся в Соглашении о Луне, акцентируют внимание на различных аспектах, хотя и преследуют одну и туже цель. Ст. 4, п. 1 подчеркивается необходимость сотрудничества и взаимопомощи государств-участников во всех их начинаниях в отношении Луны и других небесных тел, тогда как ст. 11, вместе со ст. 5, наполняют принцип общего наследия человечества юридическим содержанием.

Антарктика.

Следует отметить, что принцип общего наследия человечества в отношении международно-правового режима Антарктики применяется в меньшей степени. На 11-м Консультативном совещании по Договору об Антарктике 1 декабря 1959 года Консультативные стороны Договора об Антарктике в рекомендации Xl-I, п. 5.d только засвидетельствовали, что «занимаясь вопросом минеральных ресурсов Антарктики, Консультативные стороны не наносят ущерба интересам всего человечества в этом районе». Кроме того, в ходе обсуждений в ООН вопроса о применении принципа общего наследия человечества в отношении Антарктики, полномочия Консультативных сторон Договора об Антарктике по ведению переговоров и заключению договора о разведке и разработке минеральных ресурсов Антарктики были поставлены под сомнение.

Правовое содержание принципа общего наследия человечества.

Анализ упомянутых выше соглашений и соответствующих резолюций Генеральной Ассамблеи ООН показывает, что принцип общего наследия человечества не позволяет и не ставит своей целью раскрыть в полной мере его содержание во всех аспектах. Однако в некоторых отношениях данный принцип устанавливает четкие правовые основы.

Юридический статус.

Согласно ст. 137 Конвенции по морскому праву ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права, или осуществлять их в отношение какой-любо части международного района морского дна или его ресурсов, и никакое государство либо физическое или юридическое лицо не могут использовать какую-либо его часть. Соглашение о Луне, а также Договор по космосу, придерживаются аналогичного подхода.

Правовое значение принципа общего наследия человечества в морском праве минимально, поскольку ст. 2 Женевской конвенции об открытом море от 29 апреля 1958 года уже запрещает какую бы то ни было оккупацию открытого моря, включая соответствующее морское дно. Однако, ст. 137 Конвенции по морскому праву идет дальше: в ней говорится, что никакие притязания на суверенитет или суверенные права, или их осуществление не признаются. Таким образом, положение, устанавливающее запрет на оккупацию и присвоение, обладает правовым эффектом аналогичным нормам jus cogens. Более того, ст. 137 формулируется как обязательство всех государств, а не только государств-участников Конвенции. Кроме того, одной из целей принципа общего наследия человечества является защищать нынешний правовой статус международного достояния против претензий всех государств и «присвоения» частными лицами.

Помимо негативных прав, описанных выше, принцип общего наследия человечества вводит новый революционный элемент в морское право, указывая, что контроль над дном открытого моря возлагается на человечество в целом. Человечество, в свою очередь, представлено Международным органом по морскому дну, являющимся организацией, через посредство которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в районе морского дна (ст. 157). Таким образом, государства-участники должны выступать в качестве своего рода попечителей от имени всего человечества. Соглашение о Луне не следует этому подходу; в нем никаких императивных юридических последствий, вытекающих из принципа общего наследия человечества, не содержится.

Термин «человечество», введенный в сочетании со словом «наследие», указывает на то, что использование международного достояния должно происходить с учетом не только нынешнего, но и будущих поколений. В частности, требуется, чтобы деятельность на дне открытого моря или в космическом пространстве велась без излишних затрат ресурсов и обеспечивалась охрана окружающей среды.

Режим использования.

С самого начала было принято решение, что принцип общего наследия человечества должен включать требования по использованию международного достояния исключительно в мирных целях, а также требования по защите окружающей среды.

Кроме того, режим использования устанавливает обязанность всех государств содействовать укреплению и поощрению сотрудничества на международном уровне в исследованиях и использовании дна открытого моря, равно как и космического пространства и его небесных тел. В отношении дна открытого моря такое сотрудничество должно вестись в рамках Международного органа по морскому дну. Соответствующая обязанность государств осуществлять сотрудничество в мирных целях по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела, была сформулирована как имманентный принцип международного космического права. Подобное обязательство стоит выше требований норм общего международного права.

Основные споры по поводу способа использования дна открытого моря сосредоточились на вопросе о том, как сделать так, чтобы разработка ресурсов морского дна велась на пользу всего человечества. В соответствии со ст. 140 Конвенции по морскому праву деятельность в Международном районе морского дна должна осуществляться на благо всего человечества и, в частности, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран. В данной статье просто определяются правовые рамки, из которых не вытекает никаких конкретных юридических прав и обязанностей.

В Конвенции по морскому праву были сформулированы следующие более конкретные требования: равное участие всех государств, распределение доходов, передача технологий (для обеспечения равного участия), преференциальный режим, защита от неблагоприятных последствий и международное сотрудничество. Конвенция пытается достичь цели равного участия с помощью следующих специальных механизмов: 1) ограничений, налагаемых на потенциальных разработчиков ресурсов морского дна; 2) аффирмативных действий (или положительной дискриминации) в пользу государств, не ведущих разработку; 3) предоставления юрисдикции в отношении дна открытого моря Международному органу по морскому дну, с тем чтобы все государства-участники могли равным образом, хотя бы косвенно, участвовать в нем. Подобная система использования направлена на обеспечение справедливого распределения благ. Способы обеспечения равного распределения ресурсов дна открытого моря относятся к двум различным подходам, основанным либо на идее предоставления преференций, либо на идее выплаты компенсаций.

Международно-правовой режим космического пространства, особенно в рамках Договора о Луне, не предусматривает такой сложной системы использования. В ст 11, п. 7 Соглашения о Луне содержится только заявление о том, что одной из основных целей международного режима является «справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны». Трудно утверждать, что три специальных механизма, закрепленных в Конвенции по морскому праву, непосредственно вытекают из концепции общего наследия человечества в целом.

«Блага», упомянутые в обоих документах, следует понимать как можно шире. С одной стороны, это нематериальные блага, то есть расширение и углубление знаний человечества о международном достоянии. С другой стороны, материальные блага – выгода, которая может быть получена от разработки ресурсов дна мирового океана, а также космического пространства и его небесных тел.

Международное обычное право.

Концепция общего наследия человечества является частью международного обычного права. Она формирует четкую правовую базу, предусматривающую общие, но не конкретные, юридические обязательства в отношении использования районов за пределами национальной юрисдикции государств. Она вступает в противоречие с принципом уважения государственного суверенитета, поскольку поднимает идеи общего публичного блага и обязательности международного сотрудничества. Однако государства все еще должны решать, каким способом на основе данной концепции организовать свою деятельность, чтобы она осуществлялась в интересах всего человечества. На усмотрение каждого государства остается право решать, каким образом достичь данной цели, либо путем развития двустороннего или многостороннего сотрудничества, воздерживаясь от односторонних действий в пользу совместных усилий, либо путем распределения доходов или распространения информации. Практика государств в отношении этих методов отражена в многочисленных заявлениях, сделанных в рамках Конференции ООН по морскому праву, на полях саммита Генеральной Ассамблеи ООН и на Конференции ООН по торговле и развитию, а также в национальном законодательстве государств, заинтересованных и принимающих активное участие в использовании районов за пределами национальных юрисдикций.

Автор: Rüdiger Wolfrum, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, vol. 11, 1989, pp. 65-68. © North-Holland, Amsterdam.