Международно-правовой режим Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики

Антарктидой называется часть света, состоящую из материка Антарктида и прилегающих островов, простирающуюся на юг от 60° ю. ш. Почти вся поверхность Антарктиды покрыта ледяными массами. Достоверно известно, что недра Антарктиды содержит большие запасы природных ресурсов, таких как уголь, нефть, газ и драгоценные металлы. В настоящее время коммерческая эксплуатации подобных ресурсов является не рентабельной, но в отдаленной перспективе многие страны рассматривают Антарктику как новый источник для поставок невозобновляемых полезных ископаемых.

Очевидно, что такая эксплуатация может осуществляться на основе государственного суверенитета. В настоящее время территориальные претензии предъявляют и официально поддерживают семь государств: Великобритания, Аргентина, Чили, Франция, Австралия, Новая Зеландия и Норвегия, хотя территориальные претензии только первых трех пересекаются друг с другом.

Однако, большинство стран не поддержали идею, что каждое государство обладает правом заявлять о своем суверенитете над данными территориями. С их стороны высказывается предложение, что все государства должны участвовать в освоении потенциальных запасов континента и Антарктику следует рассматривать как часть «общего наследия человечества» подобно космическому пространству и международному району морского дна.

Тем не менее, с какой позиции мы не подходили бы к данному вопросу о том, кто имеет право извлекать выгоду из Антарктики, ясно одно – нельзя допустить уничтожение ее уникальной и первозданной природной среды. Если отдельным государства предоставить полную свободу действий, континент безвозвратно утратит свой первозданный вид. Поэтому международное сообщество решило принять надлежащие меры, обеспечивающие создание всеобъемлющей и эффективной системы международного контроля над коммерческой добычей полезных ископаемых, когда такая добыча станет осуществляться.

Именно эти две проблемы – суверенитет и контроль, привели к разработке международного-правового режима Антарктики, регулирующего деятельность в этом регионе.

Договор об Антарктике 1959 года.

В 1959 году был составлен «Договор об Антарктике». Первоначально ее участниками были 12 государств (в том числе СССР), которые проявляли заинтересованность или имели претензии на суверенитет над ее территориями. Договором признавалась важность сохранения естественной природной среды Антарктики и предусматривалось возможность ее использования исключительно в мирных целях, включая запрет на проведение ядерных испытаний и утилизацию ядерных отходов.

Следует отметить, что договором введен мораторий на требования суверенитета и оговаривается, что «никакие действия или деятельность, имеющие место пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике» (ст. 4). Таким образом, с 1961 года, когда договор вступил в силу, притязания на суверенитет над Антарктикой были «заморожены».

В настоящее время в число участников договора входит 53 государства, 29 из которых являются Консультативными сторонами. Консультативные стороны, встречаются раз в два года (или чаще, на специальной сессии) с целью обмена информацией и разработки рекомендаций правительствам своих стран. Эти рекомендации касаются различных вопросов научно-исследовательского, правового и экологического характера и могут быть обязательными для Консультативных сторон.

Несмотря на то, что договор не имеет официального срока действия, в любое время по истечении тридцати лет со дня вступления в силу может быть созвана конференция «для рассмотрения вопроса о том, как действует Договор».

Данное положение вызывало опасения, что состоявшийся международно-правовой режим Антарктики будет нарушен в 1991 году, однако Консультативные стороны с 1982 года стали проводить регулярные встречи, развивая успехи, достигнутые договором 1959 г. В 2009 году на 32-м консультативном совещании в 50-ю годовщину Договора об Антарктике Консультативные стороны приняли официальную декларацию, в которой сообщается решение о «продолжении и расширении сотрудничества, осуществляемого в рамках Договора и системы Договора в течение последних пятидесяти лет на благо всего человечества».

Таким образом, Договор об Антарктике остается в действии, а с принятием Протокола по охране окружающей среды, приобрел новую жизненную силу.

Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

Международно-правовой режим Антарктики, построенный на основе договора 1959 года, в последующие годы постоянно совершенствовался. В ноябре 1988 года была открыта для подписания ныне прекратившая действовать Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (КРОМРА), устанавливающая правила ведения добычи полезных ископаемых в Антарктике.

Конвенция о минеральных ресурсах на тот момент представлялась лучшем ответом международного сообщества, противостоящего претензиям со стороны отдельных государств на полномасштабный суверенитет. Действительно, некоторые из этих стран (например, Норвегия) дали согласие отказаться от своих притязаний, если в Антарктике будет введен международно-правовой режим. Однако по существу Конвенция о минеральных ресурсах не удовлетворяла актуальным требованиям, касающимся охраны окружающей среды. Очень скоро стало понятно, что многие Консультативные стороны были недовольны возможностью эксплуатации Антарктиды в любой форме.

На конференции Консультативных сторон в Париже в октябре 1989 года Франция и Австралия выдвинули предложение основать в Антарктике «природный заповедник», где запрещена любая деятельность по добыче и эксплуатации полезных ископаемых. Эта идея нашла свое воплощение в Протоколе по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, который был окончательно согласован Консультативными сторонами на специальной сессии в Мадриде в октябре 1991 года. Протокол представляет собой компромиссное решение между странами, желающими следовать положениям Конвенции о минеральных ресурсах, и странами, предлагающими ввести абсолютный запрет на эксплуатацию Антарктиды в каком бы то ни было виде.

В соответствии со ст. 7 Протокола «любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований, запрещается». Тем не менее, согласно ст. 25 по истечению 50 лет с момента вступления Протокола в силу допускается изменение этих условий путем созыва специальной «конференции по обзору действия». Это положение означает, что вся горнодобывающая деятельность должна быть запрещена в течение по крайней мере 50 лет, с возможностью продления запрета в последующие годы. Таким образом, запрет на деятельность, связанную с минеральными ресурсами, продолжается до тех пор, пока не вступит в силу «юридически обязательный режим в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики».

Протокол по охране окружающей среды существенно снижает вероятность того, что начнется коммерческое освоение полезных ископаемых в Антарктике. В Россия Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 24.05.1997 № 79-ФЗ и вступил в действие 14.01.1998.

Международно-правовой режим Антарктики, усиленный Протоколом, является значительным достижением, хотя с формальной точки зрения никак не влияет на правовые претензии государств, отложенные к рассмотрению договором 1959 года.

Протоколом твердо декларируется уникальность Антарктики и оказывается поддержка идее, что ее территория является частью «общего наследия человечества» в соответствии с обычным международным правом, что позволяет надеяться на сохранение ее неповторимой среды.