Краткая история Морского права

Морское право
Принятие Морского права служит датой отсчета начала современного Международного права. Гюго Гроций (Hugo Grotius) голландский юрист и государственный деятель считается отцом-создателем Морского права, а также и всего Международного права. В его основополагающей работе на эту тему «Свободные Моря» («Mare Liberum»), опубликованной в 1609 году, определены важнейшие понятия в этой области. Он сформулировал главный принцип свободных морей — моря должны быть доступными и безвозмездными для использования всем народам.

Длительное время доктрина «свободных морей», положенная в начале XVII века, распространяла свои принципы на океанские просторы, ограничивая действие национальных прав и юрисдикции узкой двенадцатимильной прибрежной полосой, проходящей вдоль территориальных границ государства. Остальная часть океана провозглашалась свободной и не принадлежащей никому. В то время, как эта доктрина преобладала до XX века, середина века отмечается расширением национальных притязаний на шельфовые участки моря.

В 1958г. конференция Организации Объединенных Наций по Морскому праву попыталась сформулировать юридическое положение о континентальном шельфе и приняла следующие толкование в статье 1 Конвенции по Континентальному шельфу:

«В целях настоящего документа термин «континентальный шельф» включает в себя… морское дно и недра подводных районов, прилегающие к берегу, вне площади территориальных вод, расположенные до глубины 200 метров или, сверх этого предела в районах, где глубина покрывающих вод допускает добычу и разработку природных ресурсов; …».

Это определение, содержащее такие понятия как примыкание к берегу и эксплуатируемый участок, вызывало массу вопросов виду неточности формулировок и открытости толкования.

Позже, в 60-х годах добыча нефти двигалась дальше и дальше от берега и все глубже в подводные недра континентального шельфа.

Океанские просторы эксплуатировались как никогда до этого. Неизвестная еще пару десятков лет назад шельфовая добыча полезных ископаемых развивалась по всему миру небывалыми темпами. Месторождения, разведанные еще столетие тому назад, залегающие на до этого на недоступной глубине до 5км, привлекали своим высоким содержанием полезных ископаемых. В то же время, для крупных рыболовецких судов открылись возможности находится вдали от портов в течение нескольких месяцев, что позволяло им ловить рыбу в любом месте и в неограниченных количествах; это вело к истощению рыбных запасов океана. Государства начали устанавливать ограничения в прибрежных районах, что вызывало конфликты с другими странами.

К концу 1967 технологическое развитие, противоречия в использовании и соперничество сверхдержав достигло угрожающей величины для возможностей экосистемы океана. Опасности были многочисленными, такие как: атомные подводные лодки, достигавшие глубины, неизученной до этого; конструкции систем противоракетной обороны, размещенные на морском дне; супертанкеры, перевозящие нефть с Ближнего Востока в порты Европы и Америки, проходя через перегруженные проливы, оставляя нефтяные пятна; а также эскалация напряженности между странами, ведущая к все более противоречивым требованиям к территории океана и запасам полезных ископаемых в нем.

1 ноября 1967 года, представитель Мальты в ООН, Арвид Пардо (Arvid Pardo), призвал все страны объединить усилия для предотвращения надвигающейся угрозы гибели и опустошения океана, жизненеобходимого для существования человечества. В своей речи, обращенной к Генеральной Ассамблеи, он направил внимание присутствующих на противостояние сверхдержав, распространившемся на водные просторы, на загрязнение и обеднение экосистемы океана, а также противоречивость и неконкретность правовых режимов, ведущее к нестабильности, деградации и оскудению морских ресурсов. Выступление Пардо завершилось призывом к разработке и согласованному применению эффективного международного контроля над океаном и его недрами, расположенными за пределами четко определенных национальных прибрежных зон.

Обращение Прадо запустило процесс длиной в 15 лет, начавшийся с создания комитета ООН по водным просторам, и приведший к подписанию договора о запрещении размещения ядерного оружия в акватории мирового океана, и принятию декларации Генеральной Ассамблеи о том, что все ресурсы, находящиеся за пределами приграничных территориальных вод, являются общими и доступными для всех народов. Общими дипломатическими усилиями бала созвана Третья конференция ООН по Морскому праву, разработавшая правила и порядок его применения для всех пользователей водных территорий и разработчиков ресурсов – конституцию океана. 90-е годы XX века ознаменовались утверждением нового порядка.

Конвенция была заключена в качестве «пакетного соглашения», принимавшегося целиком во всех частях без оговорок. Влияние, оказываемое соглашением на деятельность государств, трудно переоценить. Вместе с тем, идет процесс сближение с режимом, устанавливаемым Конвенцией, и среди тех государств, которые ее не ратифицировали. Конвенция обеспечила основу для понятного, стабильного и предсказуемого использования океана и его ресурсов и утвердила общепризнанные границы зон национальных юрисдикций.