Конвенция ООН по морскому праву 1982 года
Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) определяет правовой режим морских пространств и обеспечивает международно-правовую основу деятельности государств по исследованию и использованию морей и океанов и их ресурсов. Конвенция строится на понимании тесной взаимосвязи проблем Мирового океана и осознания необходимости совместного поиска их решений.
В UNCLOS зафиксированы результаты многосторонних обсуждений важнейших норм международного морского права, включая определение морских зон – территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, открытого моря, Международного района морского дна и архипелажных вод. Конвенция также содержит положения, касающиеся судоходства и воздушных перелетов, разведки и эксплуатации ресурсов, защиты морской среды и свободы научных исследований.
Исторические предпосылки.
Изначально морское право складывалось в форме обычаев. Начиная с XVII века национальные права ограничивались полосой воды, примыкающей к берегу страны. Ширина этой полосы, согласно правилу «пушечного выстрела», разработанному голландским юристом Корнелиусом ван Бинкершоком, составляла, как правило, 3 морские мили. Все воды за пределами национальных границ считались открытыми и свободными для всех народов, не подпадающими под суверенитет какого-либо государства (принцип «свободного моря», сформулированный Гуго Гроцием).
Технологические достижения конца XIX – начала XX века привели к серьезному обострению соперничества между странами за контроль над океаном и его ресурсами. Крупные рыболовные суда, способные находиться в море в течение нескольких месяцев, быстро истощали запасы промысловых рыбы. Открытия нефтяных и газовых месторождений и крупных залежей полезных ископаемых на морском дне расширяли притязания государств на районы моря, богатые этими ресурсами. Масштабная эксплуатация живых и неживых ресурсов оказывала негативное воздействие на окружающую среду, увеличивая уровень загрязнения и разрушая прибрежные экосистемы.
В 1930 г. под эгидой Лиги Наций была проведена Гаагская конференция по кодификации международного права. Хотя на этой конференции не удалось заключить какого-либо соглашения по территориальному морю, страны-участницы в предварительном порядке одобрили проект статей, отражавших определенную степень согласия по многим вопросам, относящимся к данной тематике.
Одной из уставных целей созданной после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций является кодификации и прогрессивное развитие международного права, в том числе морского. Существенную часть подготовительной работы в данной области выполняет Комиссия международного права, специально учрежденная для этой цели в 1947 году.
В 1956 году по инициативе ООН была созвана Первая конференция по морскому праву в Женеве, завершившаяся в 1958 г принятием четырех конвенций и факультативного протокола об урегулировании споров:
- Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
- Конвенция о континентальном шельфе;
- Конвенция об открытом море;
- Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.
Хотя Первая конференция в целом считается успешной, но такой важный вопрос как ширина территориального моря остался нерешенным.
Вторая конференция, проведенная в 1960 году также в Женеве, не привела к каким-либо соглашениям о границах территориального моря и правах на рыболовство.
В декабре 1973 году в Нью-Йорке была созвана Третья Конференция Организации Объединенных Наций по морскому праву. Сто шестьдесят пять государств приняли в ней участие с полным правом голоса. Несколько полунезависимых государств и Совет ООН по Намибия присутствовали в качестве наблюдателей.
Стремясь обеспечить максимально широкую поддержку, на Третьей Конференции решение принципиальных вопросов осуществлялось на основе консенсуса, когда достижение какого-либо соглашения проходило не путем голосования, а путем переговоров, поиска компромисса и взаимных уступок. Для принятия окончательного решения требовалось лишь общее одобрение, а также отсутствие каких-либо официальных возражений.
С 1973 по 1982 год было проведено 11 сессий конференции, на которых были разработаны и подписаны Конвенция по морскому праву и Заключительный акт.
Участники Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания 10 декабря 1982 года. В первый же день ее подписали 117 государств, в том числе и СССР. UNCLOS вступила в силу 16 ноября 1994 года, через год после того, как 60-е государство, Гайана, ратифицировала договор.
По состоянию на 2018 год UNCLOS ратифицировало 168 сторон – 167 государства: 164 государства-участника ООН, государство-наблюдатель ООН Палестина, острова Кука, Ниуэ, а также Европейский союз. Еще 14 государств-членов ООН подписали, но не ратифицировали конвенцию.
Государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию
Государства, подписавшие, но не ратифицировавшие Конвенцию
Государства, не подписавшие Конвенцию
Ключевые положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (полный текст [PDF]) включает 320 статей и девять приложений, регулирующих все вопросы, связанные с Мировом океаном, такие как режимы и делимитация морских пространств, экономическая и коммерческая деятельность, морские научные исследования, защита и сохранение морской среды, передача технологий и урегулирование споров.
Основные положения Конвенции по морскому праву:
- Прибрежные государства осуществляют суверенитет над своим территориальным морем, ширину которого они устанавливают самостоятельно, но не более 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий; иностранные суда пользуются правом «мирного прохода» через эти воды;
- Прибрежное государство может осуществлять контроль за соблюдением таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных норм в прилежащей зоне, которая не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий;
- Все суда и летательные аппараты пользуются правом «транзитного прохода» через проливы, используемые для международного судоходства; государства, граничащие с проливами, могут устанавливать правила, регулирующие движение судов и другие аспекты прохода;
- Государства-архипелаги, состоящие из одной или более групп тесно взаимосвязанных островов и соединяющих их вод, осуществляют суверенитет над морским пространством (архипелажными водами), ограниченным прямыми исходными линиями, проведенными через наиболее удаленные точки островов; в архипелажных водах государства-архипелаги могут устанавливать морские и воздушные коридоры, в которых иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода и пролета;
- Прибрежные государства в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), ширина которой не должна превышать 200 морских миль, имеют суверенные права в отношении природных ресурсов и определенных видов экономической деятельности и юрисдикцию в сфере возведения искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и охраны морской среды;
- В ИЭЗ все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов;
- Государства, не имеющие выхода к морю, и государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации живых ресурсов ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона;
- Прибрежные государства осуществляют суверенные права над континентальным шельфом (национальным районом морского дна) в целях его разведки и разработки его ресурсов; шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, а при определенных условиях и дальше;
- Часть доходов, полученных прибережными государствами от разработки неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль, перераспределяется в пользу развивающихся стран;
- Комиссия по границам континентального шельфа дает рекомендации государствам по установлению внешней границы шельфа в тех районах, где превышается предел 200 морских миль;
- Все государства пользуются традиционными свободами судоходства, пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, возведения искусственных островов, рыболовства и научных исследований в открытом море; они обязаны принимать надлежащие меры для сохранения и управления живыми ресурсами;
- Внешние границы территориального моря, прилежащей зоны, ИЭЗ и континентального шельфа островов определяются в соответствии с нормами, применимыми к сухопутной территории, но скалы, непригодные для жизни человека или хозяйственной деятельности, не имеют ни ИЭЗ, ни континентального шельфа;
- Государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, следует сотрудничать друг с другом в сфере управления живыми ресурсами, охраны морской среды и научных исследований;
- Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю и от него и пользуются свободой транзита через территории «государств транзита».
- Международный район морского дна и его ресурсы являются общим наследием человечества; все права на его ресурсы принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну;
- Государства обязаны предпринимать все доступные меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, и несут ответственность за ущерб, причиненный в результате нарушения их международных обязательств по борьбе с таким загрязнением;
- Морские научные исследования в ИЭЗ и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства, но при обычных обстоятельствах, если преследуются исключительно мирные цели и соблюдаются определенные критерии, прибрежные государства должны давать свое согласие;
- Государства содействуют развитию морских научных знаний и передачи на справедливых и разумных условиях морских технологий на благо всех заинтересованных сторон;
- Любые споры, касающиеся толкования или применения положений Конвенции, государства-участники обязаны урегулировать мирными средствами;
- Споры могут быть переданы в Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд или арбитраж либо урегулированы в порядке согласительной процедуры.