Коллективные права человека

Коллективные права или права солидарности — совокупность прав и свобод человека, особенность которых заключается в возможности реализации их группой лиц, коллективно. Коллективные права человека, основанные на принципах солидарности и сотрудничества, выполняют функцию программной установки, которой должны руководствоваться государства в своей повседневной деятельности.
Термин «коллективные права» был введен в 1977 г. чешским юристом Карелом Васаком. Он предположил, что после международного признания прав человека «первого поколения», то есть гражданских и политических прав (см. также Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [далее – МПГПП]) и признания прав человека «второго поколения», то есть экономических и социальных прав (см. также Международный пакт об экономических, социальные и культурные права 1966 г. [далее – МПЭСКП]) в свете создания на месте бывших колоний новых независимых государств и усиления общей взаимозависимости государств в современном мире пришло время признания прав, олицетворяющих солидарность международного сообщества.
По словам Васака, правами солидарности могут пользоваться не только индивидуальные лица (см. Физические лица в международном праве), но и группы лиц (нации, народы, меньшинства, социальные общности и коллективы). Таким образом, формирование коллективных прав человека частично является результатом обсуждения проблем самоопределения народов в ходе процессов деколонизации. В частности, страны, вышедшие из-под колониальной зависимости, настаивали на том, что акцент на индивидуальных гражданских и политических правах без учета прав групп и сообществ является отражением западного мировоззрения.
Васак считал, что, помимо права народа на самоопределение и права свободного распоряжения своими природными богатствами и ресурсами, которые были закреплены в МПГПП и МПЭСКП, коллективные права человека включают право на развитие, право на мир и право на здоровую окружающую среду. Также отмечалось право на участие в общем наследии человечества, а на более позднем этапе – право на доступ к информации.
Коллективные права иногда называют правами человека третьего поколения. Однако, концепция поколений прав человека, подразумевающая их иерархическую последовательность, была отвергнута Венской декларацией и программой действий 1993 г., в соответствии с которой все права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны, то есть не должны иметь иерархии.
Основные коллективные права человека.
Среди коллективных прав человека доминантное положение занимают право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду и право на гуманитарную помощь.
Право на развитие.
Истоки права на развитие можно найти в Декларации социального прогресса и развития 1969 г., принятой Резолюцией ГА ООН 2542 (XXIV). Как таковое право на развитие начинает упоминаться с 1977 года в ряде резолюций Комиссии ООН по правам человека. В Резолюции 5 (XXXV) 1979 г. Комиссия подтвердила, что право на развитие является одним из основных прав человека. В конце концов, оно было закреплено в Декларации о праве на развитие 1986 г. (далее – Декларация о развитии).
Согласно ст. 1 Декларации о развитии:
Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами.
Наиболее общее видение перспективы действий, которое вытекает из существования права на развитие, представлено в заключительном положении Декларации:
Следует принимать меры для обеспечения полного осуществления и прогрессивного укрепления права на развитие, включая разработку, принятие и осуществление политических, законодательных и других мер на национальном и международном уровнях.
Это действительно непростая задача, и даже сомнительно, выполнима ли она вообще. Декларация также дает некоторые более конкретные указания относительно выполнения обязательств государств. Соответственно, государства обязаны:
- определять соответствующую национальную политику развития;
- принимать на национальном уровне все необходимые меры для осуществления права на развитие;
- принимать в индивидуальном и коллективном порядке меры, направленные на разработку политики в области международного развития, нацеленной на осуществление права на развитие;
- поощрять соблюдение и осуществление прав человека, а также сотрудничать с целью содействия этим усилиям;
- принимать меры в целях ликвидации препятствий на пути развития, возникающих в результате несоблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
- поощрять участие населения во всех сферах в качестве важного фактора процесса развития и в осуществлении в полной мере всех прав человека.
Право на здоровую окружающую среду.
Право на здоровую или благоприятную окружающую среду впервые было упомянуто в Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды 1972 г. Принцип 1 Стокгольмской декларации начинается со слов: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь».
Два десятилетия спустя была принята Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 г., Принцип 1 которой гласит, что «все люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой».
Право на здоровую окружающую в настоящее время закреплено в конституциях более 100 государств.
Право на здоровую окружающую среду подразумевает:
- право проживать в благоприятной, отвечающей международным и государственным стандартам, окружающей среде;
- право участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений и осуществлять контроль за их реализацией;
- право получать своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- право на возмещение вреда, причиненного здоровью в результате загрязнения окружающей среды;
- право на создание общественных объединений по охране окружающей среды;
- право участвовать в собраниях, митингах и других массовых общественных мероприятиях по охране окружающей среды.
Право на мир.
Право на мир как право каждого человека впервые упоминается в Резолюции 5 (XXXII) Комиссии ООН по правам человека 1976 г. В то время она была поддержана коалицией социалистических и развивающихся государств и единогласно отклонена западными державами, но, тем не менее, принята 22 голосами против 7 при одном воздержавшемся.
Следующим шагом стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о воспитании народов в духе мира 1978 г., в которой подтверждалось, что «все народы и все люди … обладают неотъемлемым правом на жизнь в мире». Суть декларации заключалась в том, чтобы побудить правительства подготовить будущие поколения к миру, в частности, препятствуя и устраняя подстрекательства к расовой ненависти и пропаганду насилия и войны. Во время голосования воздержалось две страны – США и Израиль.
Существенным прогрессом стало принятие в 1984 г. Декларации о праве народов на мир. На этот раз воздержалось 34 государства, хотя резолюция не устанавливала никаких конкретных юридических обязательств. Она лишь торжественно провозглашала, что «народы нашей планеты имеют священное право на мир», и призывала государства и международные организации «всячески способствовать обеспечению этого права народов на мир путем принятия надлежащих мер как на национальном, так и на международном уровне».
Право на гуманитарную помощь.
Принятая по инициативе Франции, Резолюция 43/131 ГА ООН 1988 г. подтверждала важность гуманитарной помощи жертвам стихийных бедствий и подобных чрезвычайных ситуаций. Эта резолюция была подкреплена Резолюцией 45/100 ГА ООН 1990 г., призывающей все государства оказывать содействие доставке жертвам стихийных бедствий гуманитарной помощи, а также создавать коридоры чрезвычайной помощи.
Право на гуманитарную помощь упоминается в Резолюции 1701 (2006) Совета Безопасности ООН 2006 г., касающейся конфликта между Израилем и Хезболлой в Ливане. Резолюция призвала международное сообщество оказать гуманитарную помощь ливанскому народу и подтверждала, что все стороны несут ответственность за оказание препятствий в «гуманитарном доступе к гражданскому населению, включая безопасный проход колонн с гуманитарными грузами, или добровольном и безопасном возвращении перемещенных лиц».
Критика концепции коллективных прав человека.
Одно из критических замечаний по поводу коллективных прав человека заключается в том, что они определены на слишком обобщенном уровне, чтобы быть полезными при создании конкретных обязательств для государств. Кроме того, их соблюдение не зависит лишь от действий или бездействий одного государства, но вовлекает сторонних участников – международные финансовые учреждения, крупные корпорации, другие государства.
Например, право на развитие включает множество компонентов и представляет собой, скорее, некую идеализированную модель, основанную на множестве фактических и юридических аспектов, многие из которых не находятся только под контролем правительств.
Подобные соображения применимы и к праву миру. Мир во всем мире зависит от множества факторов; можно сказать, что вся система ООН была создана для обеспечения, в первую очередь, международного мира и безопасности. Эффективность международных механизмов, направленных на обеспечение мирного разрешения международных споров и предотвращения войн, ни в коей мере не повышается путем создания или признания права отдельных лиц или народов на мир.
Право на здоровую окружающую среду также имеет слишком широкую формулировку, и его содержание охватывает практически все, что имеет хоть какое-либо отношение к состоянию окружающей среды. Более того, это право даже формулируется по-разному: «право на здоровую окружающую среду», «право адекватную окружающую среду», «право на удовлетворительную окружающую среду» и тому подобное.
Положение коллективных прав человека в современном мире.
В начале XXI века право на мир, похоже, превратилось в простой риторический прием, который не имеет реального содержания в продолжающихся дебатах о мире и безопасности. Право на развитие по-прежнему остается лишь академическим упражнением, хотя правозащитники действительно часто увязывают обязательства в области прав человека с вопросами социально-экономического развития. Право на окружающую среду, вероятно, получило наиболее широкое распространение – серьезно обсуждаются и решаются многие проблемы в сфере экологии, хотя большая часть этой работы ведется на национальном, а не международном уровне.