Коллективная безопасность
Коллективная безопасность — это защищенность мирового сообщества или группы государств от возможности нанесения им ущерба средствами вооруженного насилия, обеспечиваемая их совместными усилиями. Основу коллективной безопасности формируют гарантии равной безопасности для всех государств.
Коллективная безопасность предполагает, что все члены определенного сообщества отказываются от применения силы в отношениях друг с другом и соглашаются оказывать помощь любому государству-участнику, который подвергнется нападению со стороны третьих стран.
Система коллективной безопасности — это совокупность межгосударственных и государственных органов, сил и средств, (при необходимости, создание наднациональных структур), согласованная и взаимосвязанная деятельность которых гарантирует осуществление на правовой основе защиты жизненно важных интересов государств-участников с опорой на военную силу. Легитимность таких систем признана международным правом, которое утверждает неотъемлемое право каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на него.
Понятие «коллективная безопасность» в последние годы приобретает все более широкий смысл. В докладе ГА ООН 2005 года «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для всех» утверждается важность всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, которая охватывает как новые угрозы, так и старые, а также затрагивает интересы безопасности всех государств.
В докладе отмечается, что миру и безопасности в XXI веке угрожают не только международные войны и конфликты. Насилие против гражданского населения, организованная преступность, терроризм, оружие массового уничтожения, нищета, смертоносные инфекции и деградация окружающей среды могут привести к массовой гибели людей или уменьшению их шансов на выживание. Все эти вызовы подрывают государства как основную единицу международной системы и создают угрозу международной безопасности.
История формирования коллективной безопасности.
Системы коллективной безопасности в истории Нового времени начинают складываться с середины XVII века. Вестфальский мир 1648 г., заключенный по завершению Тридцатилетней войной, заложил основы своеобразного «кодекса поведения» государств, ядром которого стали принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела другого государства.
Первым примером системы коллективной безопасности многие исследователи называют Венскую систему межгосударственных отношений, известную как «Европейский концерт», сложившуюся по результатам работы Венского конгресса (1814-1815 гг.). Венская система, базировавшиеся на принципах легитимности и баланса сил, обеспечила продолжительный период мира и относительной стабильности в Европе.
Создание Лиги Наций в 1919 г. ознаменовало первую серьезную попытку институционализировать коллективную безопасность в современную эпоху. Цели Лиги Наций включали: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Однако Устав Лиги не налагал запрет на одностороннее применение силы и не предусматривал создание системы централизованного принятия решений и введения санкций.
Универсальная коллективная безопасность.
Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.
В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры:
- Принятие государствами-членами обязательств:
- проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;
- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;
- принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;
- развивать дружественные отношения между нациями;
- не допускать вмешательства в дела по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
- воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
- Определение правовых средств мирного разрешения международных споров (переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям), с помощью которых члены ООН могут самостоятельно (без участия ООН) разрешать споры и ситуации мирным путем (гл.VI).
- Регламентация действий органов ООН по применению коллективных мер мирного характера для улаживания международных споров (гл. V, VI, VIII);
- Укрепление доверия между государствами-членами путем развития сотрудничества в самых различных областях отношений (ст IV, IX и др.).
- Содействие осуществлению практических мер в области ограничения вооружений и разоружения (ст.11, 26, 47).
Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключительных случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное государство. В этом случае на первые роли выходит Совет Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст.24).

Совет безопасности ООН — центральный орган в системе универсальной коллективной безопасности.
Совет Безопасности обладает правом оперативного принятия:
- превентивных мер по предупреждению и ограничению конфликтов: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны (ст. 40);
- принудительных мер безопасности без использования вооруженных сил: эмбарго на поставки оружия, полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений (ст. 41);
- принудительных мер безопасности с применением вооруженных сил: демонстрация, блокада, операции с использованием, морских, воздушных или сухопутных сил государств-членов ООН (ст. 42).
Для поддержания мира и подавления актов агрессии по требованию Совет Безопасности и в соответствии с особыми соглашениями государства-члены должны предоставить вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания (ст. 43). В таких соглашениях определяются численность и род войск, их дислокация, характер помощи и проч.; они подлежат ратификации.
Стратегическое руководство вооруженными силами осуществляет Военно-штабной комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей и подчиняющийся Совету Безопасности. На практике данный порядок не используется: отчасти из-за его громоздкости, отчасти из-за отсутствия должного уровня сотрудничества. Ни одно особое соглашение не было заключено, а Военно-штабной комитет фактически бездействует.
Региональная коллективная безопасность.
Помимо универсальной системы международной безопасности Устав ООН предусматривает возможность создания региональных организаций коллективной безопасности (ст.52). Государства, заключившие региональные соглашения или учредившие региональные органы коллективной безопасности, должны приложить максимум усилий для поиска мирного решения локальных споров при помощи данных соглашений или органов, прежде чем передавать эти споры в Совет Безопасности.
Совет Безопасности ООН, в свою очередь, должен поощрять развитие применения мирного разрешения локальных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов, а также использовать, где это уместно, такие региональные соглашения или органы для принудительных действий под своим руководством.
Без санкции Совета Безопасности принудительные действия с использованием вооруженных сил в регионе могут применяться только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН и должны продолжаться лишь до тех пор, пока Совет Безопасности не примет соответствующих мер.
Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:
- в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;
- участники подтверждают обязательство решать споры между собой исключительно мирными средствами;
- участники дают обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;
- участники обязуются не вступать в военные союзы и не принимать участия в действиях, направленных против другого государства–участника;
- о всех принятых или намечаемых мерах коллективной обороны немедленно информируется Совет Безопасности ООН;
- новые государства в установленную договором систему коллективной безопасности принимаются лишь с согласия всех ее участников.
Системы региональной коллективной безопасности характеризуются множественностью форм воплощения, учитывающих своеобразие конкретных регионов современного мира, комбинации баланса сил в них, а также особенности их исторических, культурных, религиозных традиций.
Региональными организациями коллективной безопасности являются:
- Лига арабских государств (ЛАГ);
- Организация африканского единства (ОАЕ);
- Организация американских государств (ОАГ);
- Организация Североатлантического договора (НАТО);
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);
- Содружество Независимых Государств (СНГ);
- Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
- Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Региональные организации коллективной безопасности позволяют преодолеть разрыв между традиционными определениями безопасности и более широкими концепциями безопасности, включающими вопросы торгово-экономического сотрудничества, противодействия организованной преступности, борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, охраны окружающей среды и защиты прав человека. Содействуя более тесной интеграции, региональные институты способствуют предупреждению конфликтов и кризисов, росту доверия и обеспечению стабильности в регионе, что в конечном итоге ведет к укреплению безопасности и жизнеспособности их членов.