Юрисдикция государств в международном праве
Принципы юрисдикции в международном праве.
Понятие юрисдикция в международном праве означает властные правомочия государства предписывать и применять уголовные и нормативно-правовые акты, как правило, основываясь на принципе территориальности, согласно которому государство имеет юрисдикцию в отношении собственной деятельности в пределах своей территории. Некоторые государства также претендуют на юрисдикцию над деятельностью за пределами их территории, при угрозе ущерба их суверенитету и территориальной целостности.
Государства также могут заявляют права на юрисдикцию, основанную на принципе гражданской принадлежности, путем расширения властных правомочий в отношении своих граждан, даже в том случае, когда они находятся за пределами территории государства. Например, страны гражданского права, расширяют сферу действия уголовного законодательства, на граждан, прибывающих за границей, в то время как страны общего права обычно поступают так только в исключительных случаях.
Существует также очень узкая категории преступлений, включая геноцид и военные преступления, которые государства могут осуществлять свою юрисдикцию на основе принципа универсальности, дающее право всем государствам на судебное преследование, вне зависимости от гражданства обвиняемых или места преступления.
Почти все государства, руководствуясь требованиями защиты суверенитета и противодействию внутренним и внешним угрозам на основе принципа защиты национальных интересов, утверждают свою юрисдикцию в отношении действий, совершенных за пределами их территории, которые наносят ущерб ее национальной безопасности, таких как государственная измена, шпионаж, и определенные экономические и иммиграционные нарушения. Наиболее спорным сферой властных правомочий, которым следуют очень немногие государства — это принцип пассивной правосубъектности, который устанавливается юрисдикцию на основе гражданства потерпевшего. В последние годы государства стали претендовать на право международного преследования в целях предупреждения и пресечения террористических актов за пределами своей территории, направленных против их граждан – основываясь на сочетании принципа защиты национальных интересов и принципа пассивной правосубъектности.
Современные двухсторонние и многосторонние договоры по борьбе с терроризмом распространяют юрисдикцию между государствами-участниками на основе присутствия нарушителя в пределах их территории. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, признанного таковым договором (например, угон воздушного судна), находится на их территории, то государство-участник договора обязано арестовать и поместить под стражу подозреваемых лиц и, либо провести следствие и судебное разбирательство, либо экстрадировать в другое государство, преследующее участника совершенного преступления.
Если два или более государства имеют юрисдикцию в отношении конкретного преступления, они, как говорится, имеют конкуренцию юрисдикции. В таких случаях, как правило, проводить расследование и судебное разбирательство по существу дела подозреваемого лица будет то государство, где это лицо задержано и помещено под арест. Ни одно государство не может осуществлять юрисдикцию в пределах территориального суверенитета другого государства. Полицейские органы государства А не могут въезжать на территорию государства Б, чтобы арестовать человека, который подозревается в преступлении по закону государства А. Также, если преступление было совершено в территориальном море конкретного прибрежного государства, ни одно другое государство кроме данного, не имеет права производить задержание и арест судна, перевозящего правонарушители.
Государства заключают двусторонние договоры, предусматривающие экстрадицию лиц подозреваемых в совершении преступных действий. Передача предполагаемого злоумышленника другому государству для расследования или уголовного преследования в случае отсутствия договора об экстрадиции, называется выдачей преступников.
Открытое море и космическое пространство находятся за пределами территориальной юрисдикции какого-либо государства. Основным принципом юрисдикции в этих зонах, открытых для международного использования, является соглашение о том, что корабли, летательные и космические аппараты подлежат юрисдикции «государства флага», или государства, где они официально зарегистрированы. Общий принцип заключается в том, что корабли в открытом море подчиняются исключительной юрисдикции государства своей регистрации и не должны подвергаться принудительным действиям без его прямого согласия. Наиболее очевидным исключением является пиратство. Все государства имеют право на отпор и противодействие пиратским кораблям в открытом море без согласия государства флага.
Иммунитет к юрисдикции в международном праве.
Принцип суверенного равенства государств требует, чтобы официальные представители одного государства не подлежали юрисдикции другого государства. Например, морским правом предусматривается, что военные корабли подчиняются только юрисдикции государства официальной регистрации. Даже если военный корабль препятствует мирному судоходству или нарушает законы и правила навигации, находясь в территориальных водах чужого прибрежного государства, это государство имеет единственную возможность — принудительно выдворить нарушителя из своих территориальных вод.
Принцип государственного иммунитета или суверенного иммунитета предусматривает правовой режим неприкосновенности официальных представителей государства для преследования со стороны силовых органов другого государства. Принцип дипломатического иммунитета предусматривает для сотрудников дипломатического корпуса представляемого государства полную защиту от уголовной ответственности принимающего государства. Также они освобождаются от таможенного досмотра при пересечении границы, и уплаты налогов. Поскольку этот иммунитет принадлежит направляющему государству, а не лично дипломатическому представителю, неприкосновенность может быть снята направляющим государством. Кроме того, принимающее государство имеет право выслать любого дипломатического чиновника, объявив его персоной нон грата. Помещения и территория посольства или дипломатической миссии, ее документация и архивные материалы также являются неприкосновенными. Органы безопасности или охраны правопорядка принимающего государства не могут попасть на территорию иностранного посольства без специального разрешения главы дипломатического представительства, даже в случае аварийной ситуации, стихийного бедствия или катастрофы.