История экономических санкций

Экономические санкции

Введение западом антироссийских санкций и ответных контрсанкций со стороны Москвы является подходящим поводом внимательнее посмотреть на историю экономических санкций и подвести итоги, какова эффективность подобных мер. Экономические санкции в той или иной форме применяются государствами в качестве способа политического принуждения не одну тысячу лет.

Мегарская псефизма.

История экономических санкций восходит по крайней мере к 432 г. до н.э., когда афинский государственный деятель Перикл предложил, а Ассамблея приняла, так называемый «Мегарскую псефизму». Это было довольно необычным решением. Официальной причиной указа послужило предоставление убежища афинским рабам, а также убийство жителями города Мегары афинского глашатая. В наказание мегарским купцам запрещалось торговать на рынках Афин и в портах контролируемого Афинами морского союза. Другими словами, Мегарская псефизма была чем-то наподобие современного торгового эмбарго. Такого рода санкции, хотя и были уже известны на древнем Ближнем Востоке, никогда не применялись в греческом мире, а введение торговых санкции в мирное время являлось неслыханным делом как на Востоке, так и Западе.

Запрет Мегаре торговать с процветающей Афинской державой нанёс её экономике страшный удар и вынудил обратиться к своему союзнику Спарте. Спартанцы опасались, что теперь афиняне, воспользовавшись мегарским прецедентом, под любым предлогом смогут закрывать свои порты для кораблей других государств, чтобы добиться уступчивости от этого города. Вкупе с другими противоречиями данное обстоятельство привело к началу военного конфликта – Пелопонесской войне (431–404 до н. э.). В ее ходе при поддержки Персии Спарта восстановила свой флот, лишая Афины превосходства на море. В конечном итоге после поражения на море Афины объявили о капитуляции.

Континентальная Ассоциация.

США были первой нацией современности, решившей использовать экономические меры в качестве замены, а не прелюдии к войне.

В 1774 году Первый Континентальный конгресс американских колоний разработал Континентальную Ассоциацию – документ, санкционирующий торговый бойкот с Великобританией. Вводился полный запрет как на покупку английских товаров, так и продажу американских товаров англичанам. Конгресс надеялся путем введения экономических санкций принудить Великобританию изменить свою политику в отношении колоний и, в частности, отменить Недопустимые акты (1774), принятые британским парламентом.

Эмбарго оказалось довольно эффективным – торговля с Великобританией резко обвалилась. Тем не менее, вопреки ожиданиям Конгресса, Континентальная Ассоциация спровоцировала Великобританию на введении карательных санкций в отношении «взбунтовавшихся» колоний.  Английский парламент принял закон, запрещающий американским колониям торговать с кем-либо, кроме Англии. Британский флот перекрыл внешнюю торговлю и парализовал океанский рыбный промысел колоний.

Эмбарго вскоре было отменено, когда Конгресс убедился, что таким образом Америке наносится гораздо больше вреда, чем Великобритании. После продолжительных дебатов, порты Америки были открыты для всех стран, кроме Великобритании, и Конгресс вскоре обратился к французам с просьбой оказать военно-морскую помощь по разблокированию американские портов.

Несмотря на провал экономических санкций, большинство членов Конгресса были по-прежнему убеждены в том, что США могли бы умело пользоваться экономическими рычагами. Они помнили, что британцы отменили Штемпельный акт (1765) и Закон Тауншенда (1767), частично, в ответ на бойкот их товаров.

Континентальная система.

История экономических санкций знает не мало случаев, когда торговое эмбарго используется как метод решения споров между великими державами. Например, во время наполеоновских войн, в ответ на британскую военно-морскую блокаду, Наполеон установил широкомасштабное эмбарго, известное как Континентальная система.

В ноябре 1806 года Наполеон издал Берлинский декрет, запрещающий его союзникам и недавно завоеванным странам вести торговлю с англичанами.  Император полагал, что в результате эмбарго на торговлю с европейскими странами, находящимися под его контролем, в Великобритании ускорится инфляция и увеличится долговая нагрузка, что подорвет ее военное могущество.

Эмбарго побудило британских купцов искать новые рынки и заниматься контрабандой с континентальной Европой. Исключительно сухопутные таможенные органы Наполеона не могли остановить британских контрабандистов, тем более, что они действовали при попустительстве местных властей. Хотя британский экспорт на континент упал, тем не менее, с остальным миром торговля значительно увеличился, возмещая большую часть потерь.

В тоже время, блокада оказала негативное влияние на саму Францию. Судостроение и связанные с ним отрасли, такие как изготовление канатов, сократилось. Пострадали и другие отрасли промышленности, зависящие от зарубежных рынков, такие как производство льняных материалов. Из-за ограничения экспорта и потери прибыли, многие предприятия были закрыты. Юг Франции, особенно портовые города Марселе и Бордо, а также город Ла-Рошель, несли большие потери от сокращения торговли. Кроме того, цены на основные продукты питания выросли на большей части континентальной Европы.

Ущерб, наносимый санкциями торговле и промышленности самой Франции, вынудил Наполеона прибегнуть к системе выдачи лицензий на право приобретения запрещенных товаров, что существенным образом ослабляло действие эмбарго. Это свидетельствует о том, что экономические санкции нанесли вреда больше собственной экономике, чем английской.

Мирные блокады.

История экономических санкций 19-го века ознаменована многочисленными «мирными блокадами» – мероприятиями, предусматривающими развертывание военно-морских сил страной или коалицией стран для пресечения торговых сношений с определенными портами или прибрежными районами государств, с которым эти страны не находились в состоянии войны.

Хотя в основном военно-морские блокады связаны с военными конфликтами, с течением времени мирные блокады превращаются в инструмент принуждения, предназначенный для давления на непокорные государства, чтобы заставить погасить свои долги, выплатить репарации, а также для решения других международных споров. Такие блокады, как правило, инициировались государствами, силы которых в военном отношении намного превосходили силы изолируемых стран.

Первая зафиксированная мирная блокада датируется 1827 годом, когда, в период греческой национально-освободительной борьбы за независимость от Турции, Великобритания, Франция и Россия развернули флот у греческого побережья для пресечения поставок оружия и подкреплений турецким и египетским военным, сражающимся в Греции.

Хотя ни одна из трех великих держав не была в состоянии войны с Турцией и хотя их флотам было приказано избегать вооруженных столкновений, союзные адмиралы, по-видимому, решили форсировать бой с турецким флотом. После того, как египетский корвет открыл огонь, блокирующие силы дали ответный без объявления войны. Наваринское сражение окончилось через четыре часа, полным разгромом всего турецко-египетского флота и потерей 7000 человек. Союзники не потеряли ни одного судна и менее 200 человек убитыми. Таким образом, первая мирная блокада закончилась не совсем мирно.

С 1827 до начала Первой мировой войны мирные блокады устанавливалась более 20 раз. Они, как правило, осуществлялись сильными европейскими государствами против слабых европейских стран и развивающиеся стран Латинской Америки и Азии. Очевидно, что великие державы нашли удобное оружие, которое они посчитали экономически эффективным.

Экономические санкции Лиги Наций.

Официальное юридическое обсуждение законности мирных блокад, или экономических санкций в целом, не велось до начала двадцатого века и учреждения Лиги Наций, а позже ООН. Если говорить о Лиги Наций, право применения санкций прежде всего оговариваются в статье 16 Устава Лиги. В этой статье предписывается введение коллективных экономических и военных действий против государства, которое прибегло к войне в нарушение Устава Лиги, требующего разрешать споры мирным путем.

Под эгидой Лиги Наций коллективные санкции устанавливались четыре раза: в 1921 г. против Югославии, в 1925 г. против Греции, в 1932-1935 гг. против Парагвая и Боливии из-за Чакской войны и самая неудачная, инициированная Великобританией против Италии в 1935-1936 гг. после итальянского вторжения в Эфиопию. В последнем случае санкции оказались неэффективными, поскольку другие европейские страны отказались придерживаться ограничений, введенных Лигой.

Экономические санкции ООН.

После Второй Мировой войны на смену Лиги Наций создается ООН, полномочия которой по введению и исполнению санкций, в том числе с применением вооруженных сил, закреплены в главе VII Устава этой организации и резолюции 378 (V) 1950 года – Единство в пользу мира.

В период холодной войны с 1946 по 1990 год санкции ООН были применены только два раза – в отношении Южной Родезии и ЮАР. Тогда как 1990-е годы стали новой эрой в истории экономических санкций. В самом деле, можно насчитать не менее 15 случаев введения санкций, например, против Ирака, бывшая Югославия, Ливии, Гаити, Сомали и Либерии, фракция УНИТА в Анголе, Руанды и Сьерра-Леоне.

Ярким примером неэффективности экономических санкций служат акции Запада против Ирака. После аннексии Кувейта в 1990 г. Ираку были перекрыты каналы поставки нефти, обеспечивавшей не менее 60% ВВП страны. Несмотря на падение жизненного уровня, нехватку продовольствия, резкую девальвацию национальной валюты, режим Хусейна лишь укреплялся и все активнее поддерживался населением. По этой причине Вашингтон решил прибегнуть к силовым действиям.

Экономические санкции СССР.

СССР в период своей истории также использовал механизм экономических санкций. В 1923-1927г. вводится запрет на импорт товаров из Швейцарии в ответ на убийство советского дипломата. В 1930-1933 гг. США и ряд других стран ввели протекционистские меры против советского экспорта. В качестве контрмер предписывалось максимально сократить размещение заказов и производство закупок в этих странах, прекратить использование транспортных услуг этих стран, ввести ограничения на транзит.

В 1980 г. правительство Маргарет Тэтчер ввело ряд мер, направленных на свертывание британо-советских отношений по различным направлениям. Ответной мерой СССР стало сокращение размещения заказов в Великобритании и переориентации их в другие страны. Под давлением британских деловые кругов, опасавшихся лишиться своих позиций на советском рынке, в 1981 г. Великобритания предприняла шаги по налаживанию двусторонних отношений.

Заключение.

Обобщая уроки истории экономических санкций, нельзя отрицать негативное влияние, оказываемое на экономику стран, подвергшихся их воздействию. Однако, политические цели достигаются лишь в очень редких случаях. Подвергнутые санкциям страны с течением времени успешно адаптируются к новым условиям.

Вместе с тем, страны, вводящие санкции, зачастую сами несут существенные потери, уступая свои позиции конкурентам из не поддержавших санкции стран. При этом официальным властям приходится всячески скрывать неблагоприятные последствия для собственной экономики.

Результаты санкций часто настолько невразумительны, что некоторые эксперты приходят к мнению: данные меры реализуются лишь для того, чтобы правительство могло сказать своим избирателям – «мы что-то делаем».