История и развитие траста
Истоки современного траста уходят глубоко корнями в феодальные земельные правоотношения, существовавшее в средние века. Траст, или доверительное управление, находил свое применение в решении проблемы отчуждения и ухода от налогов в феодальном обществе. Система землевладения состояла таким образом, что никто кроме монарха, не являлся абсолютным собственником земли. Право собственности состояло из нескольких вертикальных уровней с королем на вершине, который предоставлял землю лордам-землевладельцам, а они в свою очередь передавали в аренду землевладельцам нижних уровней. Арендатор мог передать свои полномочия по использованию отведенного участка земли другим арендаторам. Если он делал это, то находился в двойственной роли: с одной стороны, он был арендатором, подотчетным вышестоящему землевладельцу, с другой, он сам для кого-то был землевладельцем. В такой феодальной системе, после смерти арендатора право владения на землю переходило его наследнику, но предварительно требовалось заплатить пошлину сюзерену. Доверительное управление позволяло передать права владения на землю попечителю, с условием пожизненного пользования арендатором и передачи их членам семьи или наследникам. Преимущество такого соглашения заключается в том, что после смерти арендатора попечители оставались владельцами земли. Поскольку после смерти арендатора его наследниками ничего не приобреталось, то у лорду-землевладельцу не было никаких законных оснований требовать уплаты пошлины. Право владения землей просто находилась у попечителей постоянно. Следует заметить, что доверительное управление держалось на совести попечителей.
Вторым преимуществом траста, является то, что у арендатора появлялось больше свободы в передаче своего имущества другим лицам, а не только законному наследнику. Общее право строго требовало, что земля должна передаваться по наследству. Если арендатор умирал, не оставив наследника, право на землю, как «выморочного» имущества, возвращалась к землевладельцу. Доверительное управление, позволяло переедать ее согласно составленному соглашению, а не только руководствуясь принципами общего права. Обеспокоенность масштабом возможного развала системы феодальных податей, и вытекающего от сюда сокращением поступлений в казну королевства, привела к изданию статута 1535 года. Основная цель закона было запретить выгодаполучателям владеть землей по праву справедливости. Прежде чем получить землю, по соглашению доверительного управления, требовалось оформить на нее законный титул и тем самым платить феодальную пошлину после смерти арендатора. В 1540 году был принят статут о наследовании, оформивший для землевладельческой аристократии отмену требования строго общего права передавать землю только по наследству. Статут дал больше свободы в распоряжении имуществом после смерти, однако, это распоряжение облагалось точно такими феодальными налогами.
Несмотря на то, что статут 1535 г. почти полностью разрушил систему доверительного управления, нельзя недооценивать, влияние такой формы взаимоотношений на реформу законодательства в средневековой Англии. Начатая коррозия феодальной системы, оказавшейся оторванной от нужд граждан, действительно владевших землей, и признание необходимости свободного отчуждения земельных участков не могли иметь места без использования доверительного управления. Доверительное управление по-прежнему находило применение в случае, когда на попечителя перекладывались платежи за землю. Например, арендатор, отдавший участок земли в доверительное управление, уезжал куда-то на несколько лет, роль попечителя в этом случае сводилась к сбору ренты и оплаты долгов. Такое использование доверительного управления считалось добросовестным, а не являлось способом ухода от феодальных пошлин. Именно этот тип доверительных отношений послужил прообразом разработки современного траста. Кроме того, доверительное управление, применявшееся в отношении аренды земли, вышло за границы норм статута 1535г.
Роль траста, в реформировании законодательства, не ограничивалась чисто феодальными отношениями. Он легализовал владение недвижимостью замужними женщинами на собственном праве. До акта 1882 г о «Праве собственности замужних женщин» жены могли владеть недвижимостью несколькими способами. Во-первых, по праву справедливости признавалось, что жена может владеть обособленным имуществом, находящемся в трасте в ее пользу, при наличии достаточных оснований для этого. Например, если ее муж был растратчиком семейного состояния – Канцлерский суд мог признать справедливым раздельное владение имуществом. Во-вторых, брачный контракт, который по сути являлся договором между мужем и женой, признанным и исполняемым по праву справедливости. Жене позволялось иметь собственное имущество, как полученное после выхода замуж и управляемое попечителями брачного контракта в ее пользу.
В более поздние времена траст был основным способом при определении имущественных прав внебрачных сожителей, когда не существовало никаких законодательных норм на этот счет. Для супружеских пар были четко разработанные законодательные правила, регулирующие раздел имущества. Начиная с 1970-х годов подразумеваемые трасты приобрели важное значение в определении реального вклада каждой из сторон, в случае, когда имущество записано только на имя одного, но участие в покупке и прочие затраты понесли оба сожителя. Использование траста в таких ситуациях, подчеркнуло проблему отношений пар, живущих в гражданском браке, и привело запросу в Законодательную комиссию. Результатом чего явился отчет, опубликованный в 2006 г., в котором законодатели призывались легализовать внебрачные отношения. Совсем недавно, в 2007 г. законодательная комиссия, вновь обратившись к этой сфере правоотношений, на этот раз узаконила их, решая проблему долевой собственности.