История Гаагской конференция по международному частному праву
Заказывая доставку смартфона из Гонконга, бронируя отель в Италии или сочетаясь браком в Латинской Америке, в современном мире люди и компании все чаще сталкиваться с ситуациями, когда им приходится иметь дело с более чем одной правовой системой. Гаагская конференция по международному частному разрабатывает унифицированные решения для таких ситуаций. Эти решения позволяют людям и компаниям обрести больше ясности и предсказуемости в своих международных отношениях.
Основанная в 1893 году Гаагская конференция по международному частному праву является старейшей международной организацией в Гааге. Она также уникальна тем, что она является единственной международной организацией в Гааге, которая имеет законодательные полномочия. Ориентируясь в первое очередь на международное семейное право, защиту детей, гражданско-процессуальные и судебные споры, правовое, судебное и административное сотрудничество, финансово-коммерческое право, организация разрабатывает и устанавливает глобальные стандарты в виде конвенций и других международных документов.
Период до Первой мировой войны.
Гаагская конференция по международному частному праву, созванная по инициативе правительства Нидерландов, провела свое первое заседание в Гааге в 1893 году. При ее созыве особо подчеркивалась необходимость разработки ясных и предсказуемых правил для регулирования коллизий закона, прежде всего в вопросах, касающихся личного права, семейного и наследственного права, а также некоторых аспектов гражданского процесса. В приглашениях на конференцию по международному частному праву, адресованных правительствам европейских стран, упоминались две предыдущие провалившиеся попытки созыва конференции. Одна из них была предпринята в 1874 году, когда правительство Нидерландов предложило провести подготовительную конференцию, посвященную проблемам международного исполнения судебных решений; вторая была предложена в 1881 году правительством Италии, намечавшая в общих чертах решения некоторых проблем международного коллизионного права, касающихся лиц, имущества и правонарушений.
В приглашении правительства Нидерландов особо отмечался успех конференции в Монтевидео состоявшейся в 1889 году по инициативе правительства Аргентины и Уругвая, на котором был заключен ряд межамериканских конвенций по международному частному праву и гражданскому процессу. Инициаторами Гаагской конференции предлагалось не только заключение международных соглашений для разрешения проблем коллизионного права, но также рассматривалась возможности унификации внутреннего законодательства в отношении некоторых вопросов, в частности приобретения и утраты гражданства.
Первые две сессии Гаагской конференции состоялись соответственно в 1893 и 1894 годах, в ходе которых состоялось обсуждение нескольких представленных проектов, а 14 ноября 1896 года подписана первая многосторонняя Конвенция по вопросам гражданского процесса, вступившая в силу 25 мая 1899 года. Эта Конвенция являлась предшественником двух последующих Конвенций по вопросам гражданского процесса от 17 июля 1905 года и 1 марта 1954 года соответственно.
На третьей и четвертой сессий Гаагской конференции по международному частному праву, состоявшихся соответственно в 1900 и 1904 годах, был подготовлен ряд многосторонних конвенций в области семейного права. Это были: Конвенция об коллизиях законов в области заключения брака от 12 июня 1902 года, Конвенция о коллизиях законов и юрисдикции в области разводов и судебного разлучения супругов от 12 июня 1902 года, Конвенция о коллизиях законов относительно последствий брак в области прав и обязанностей супругов в их личных отношениях и в области имущества супругов от 17 июля 1905 года и Конвенция об опеке над несовершеннолетними от 12 июня 1902 года. Все вышеупомянутые конвенции вступили в силу только в странах континентальной Европы на территориях метрополии. Кроме того, была подписана Конвенция о коллизиях законов в отношении вопросов наследования и завещаний, которая так и не вступил в силу.
Пятая сессия конференции была отложена из-за Мирной конференции, которая состоялась в Гааге в 1907 году. В течение нескольких лет после этого возникли трудности в реализации некоторых положений конвенций, подготовленных на третьей и четвертой, в частности Конвенция о коллизии законов в области заключения браков. Основным принципом конвенции, регулирующим коллизию законов, согласно теории итальянского юриста Паскуале Манчини, был принят закон гражданства (lex patriae), т. е. каждый человек сохраняет свои личные права и за пределами территории государства, гражданином которого он является и, следовательно, каждому иностранцу, проживающему за границей, должны применяться законы его государства; что вызывало затруднения, из-за территориальных переделов после франко-прусской войны. В частности, Франция и Бельгия неохотно запрещали заключение браков с эльзасскими дезертирами и уклонистами от призыва, которым для того, чтобы жениться в соответствии с немецкими законами необходимо было получить разрешение немецких военных властей. В конвенциях не содержалось никаких прямых оговорок по вопросам публичного права или публичной политики. Хотя некоторые теоретики утверждали, что вопросы публичного права просто не входят сферу действия конвенций, и что в любом случае неявно существуют оговорки о публичной политики государств, которые должны применяться к конвенции; но в итоге, накануне Первой мировой войны Франция и Бельгия денонсировали Конвенцию о заключении браков.
Период между двумя мировыми войнами.
Несмотря на строительство Дворца мира в Гааге, завершенное в 1913 году, Гаагская конференция не собиралась до середины 1920-х годов. Пятая и шестая сессии конференции проводились в 1925 и 1928 годах соответственно. На них рассматривалось разработка специальных протоколов к принятым до Первой мировой войны конвенциям, в которых, в частности, из-за лежащего в их основе принципа закона гражданства, требовалось предусмотреть случаи двойного гражданства. Перемещение населения и переселение людей, а также распад старых империй и возникновение новых государств, вызванные войной, обострили проблемы двойного гражданства. Кроме того, целесообразность применения принципа закона гражданства подвергалась серьезным сомнениям, особенно в связи с появлением в послевоенный период большого количества беженцев и лиц без гражданства.
На пятой и шестой сессиях не было принято каких-либо новых конвенций, которые вступили в силу в качестве таковых. Тем не менее, на пятой сессии была проведена полезная работа по общим проблемам, касающихся признания и исполнения судебных решений, а также разработан проект типового образца двусторонних договоров между государствами. Действительно, сравнительно небольшое число подобных двусторонних договоров, существовавших до 1920-х годов стало заметно увеличиваться начиная с 1930-х годов, а положения, содержащиеся в типовом тексте Гаагской конференции, внесли существенный вклад в расширение двусторонних отношений в этой важной области.
Кроме того, после шестой сессии специальная комиссия подготовила проект Конвенции о праве, применимом к международной купле-продаже товаров, который сопровождался докладом профессора Жуллио де ла Морандьер из Франции. Этот проект и доклад лежали без дела более 20 лет из-за отсутствия существенного прогресса на заседаниях в течение 1920-ых и из-за удушения условия для многосторонних дипломатических отношений в 1930-ых годах и первой половине 1940-х годов, а затем и полном прекращением работы конференций вплоть до снова созванной правительством Нидерландов в 1950 году седьмой сессии.
Работа на постоянной основе.
Со времени проведения первой сессии в 1893 году до седьмой сессии в 1951 году каждая конференция собиралась отдельно, созыв сессии осуществлялся по приглашению правительства Нидерландов совместно с временным секретариатом. На седьмой сессии Гаагской конференции ее участники заключают договор о создании постоянной международной организации: Гаагской конференции по международному частному праву. Устав новой организации, подписанный 15 европейскими государствами и Японией, вступил в силу в 1955 году.
Этим договором, среди прочего, предусматривалось создание постоянного бюро и проведения регулярных пленарных заседаний, как правило, раз в четыре года. Правительство Нидерландов, взявшее обязательство по возмещению расходов на организацию сессий, занимает особое место в работе конференций. Так, Нидерландский постоянный правительственный комитет по международному частному праву после консультации с членами Конференции определяют дату и повестку дня очередной сессии. В настоящее время подготовка и организация сессий Гаагских конференций ведутся под руководством Совета, в котором представлены все государства-члены.
Штат Постоянного бюро, в состав которого поначалу входили Генеральный секретарь и два секретаря, из разных государств, в течение многих лет постепенно увеличивался. В настоящее время оно состоит из Генерального секретаря, двух заместителей Генерального секретаря, и более двадцати человек постоянного персонала, а также в него входят сотрудники двух региональных офисов: Азиатско-тихоокеанского и Латиноамериканского.
Постоянное бюро имеет соглашения об обмене наблюдателями и документацией по вопросам, представляющим взаимный интерес, со многими международными организациями: Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Организацией американских государств, Содружеством наций; Азиатско-африканским юридическим консультативным комитетом и т. д.
Вторая половина XX века.
Проблемы, появившиеся после Второй Мировой войны, в которой перемещение населения было на значительно больше чем в Первой, стали стимулом к выработке соглашений в нескольких особенных областях. Таким образом, необходимость обеспечения детей, разделенных границами от обязанного его содержать родителя, привело к переговорам и разработке необходимой Конвенция о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей. Этот договор, вступивший в силу в 1962 году, был дополнен Конвенцией о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей. В основе этой конвенции лежит принцип «закона места обычного проживания» ребенка, согласно которому устанавливается юрисдикция и определяется решение вопросов может ли ребенок претендовать на получение алиментов, в каком размере и от кого, а также кто полномочен предъявить иск об алиментах и в течение какого времени.
Решение, принятое Международным судом по делу между Нидерландами и Швецией (Дело о применении Конвенция об опеке над несовершеннолетними), показало, что принципы, лежащие в основе Конвенции 1902 года устарели после более чем 50 лет своего существования. Такое положение подтолкнуло к разработке новой Конвенции об опеке над несовершеннолетними, проект которой был подготовлен в 1960 году и вступил в силу среди семи европейских государств. В настоящей Конвенции принцип закона гражданства ребенка, который был решающим в Конвенции 1902 года, был в некоторой мере вытеснен принципом закона места обычного проживания ребенка. В конечной редакции договора достигнут компромисса между правом обычного места жительства и правом гражданства.
В 1960-е ознаменовались развитием семейного права. В 1964 году был подготовлен договор по международному усыновлению. В 1968 году был подготовлен договор о признании разводов и решений о разделении имущества. В тот же период по отдельным частям проводился пересмотр Конвенции по вопросам гражданского процесса.
Чрезвычайная сессия Гаагской конференция состоялась единственный раз в 1966 году, когда была подготовлена Конвенции и Дополнительный протокол к ней о признании и исполнении иностранных судебных решений по гражданским и торговым делам. Эта общая конвенция предназначена создать соответствующие основу для «косвенной юрисдикции» – своего рода юрисдикции содействующей международному признанию и исполнению гражданских и коммерческих судебных решений. Вопросы семейного права, алиментных обязательств, наследования имущества, банкротства, социального обеспечения, арбитраж, налоговые и таможенные споры не входят в сферу компетенции Конвенции, которая в основном распространяется на нормальные денежные отношения, связанные с коммерческими сделками или деликтами. Работа над проектом Конвенции велась очень тщательно и Дополнительный протокол к ней позволяет по просьбе ответчика отказать в признании и исполнении судебных решений по основаниям юрисдикции, существующих в законодательствах разных стран, но «неоправданным» на международном уровне.
Подготовительная работа, предшествовавшая принятию Конвенции и Дополнительного протокола к ней, была весьма полезной для делегатов шести стран Европейского сообщества, когда они разрабатывали Брюссельскую конвенцию от 24 сентября 1968 года о юрисдикции и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам. Брюссельская конвенция вступила в силу среди шести первоначальных стран с 1 января 1973 года, что несколько предвосхитило Гаагскую конвенцию, несмотря на общность ряда положений. Однако, в Брюссельской конвенции сохраняются «неоправданные» оснований для юрисдикции против лиц, не проживающих в странах Европейского экономического сообщества.
Данная конвенция и дополнительный протокол к ней принесли с собой инновацию в традиционных методах подготовки многосторонних договоров Гаагской конференции. Несмотря на то, что Конвенция и Протокол являются многосторонними по своей сути решения, вынесенные в одном из Договаривающихся государств, не будут признаваться или исполняться в другом Договаривающемся государстве, если эти два государства предварительно не заключили двустороннее дополнительное соглашение. Такой «двусторонний характер» многостороннего договора является дополнительным барьером для его широкого распространения.
С середины 1960-х годов делегаты Гаагской конференции начинают уделять внимание разработке норм деликтного права. Отказавшись от поиска единого варианта правовых норм для всех возможных типов правонарушений, которые можно было бы классифицировать как деликты, участники конференции концентрируются на отобранных классах деликтов, для которых принятые нормы смогли бы улучшить ситуацию на международном уровне. Таким образом, Конвенция о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, подготовленная в 1968 году, создала более гибкие правила, чем традиционная в Европе и США автоматическая ссылка на закон места совершения правонарушения (lex loci delicti commissi). В 1972 году Конференция завершает Конвенцию о праве, применимом к ответственности изготовителя, регулирующая коллизию законов относительно ответственности изготовителей, поставщиков и других лиц за вред, нанесенный товаром, включая ущерб, возникший вследствие отсутствия или неправильного описания товара. Обе конвенции содержат сложные системы унифицированных коллизионных норм, позволяющие сочетать правило закона места совершения правонарушения с другими коллизионными привязкам, в значительной мере вытесняющими это правило. Так, если причинитель вреда и потерпевший имеют общее местожительство в одном государстве, подлежит применению правопорядок последнего. В случае, если у них нет общего места жительства, применяется принцип закона места совершения правонарушения. Если результат вредоносного действия наступил в другом государстве, претензии, обусловленные причинением вреда, подчиняются праву этого государства.
Закончив работы по деликтному праву участники конференции вернулись к развитию семейного права, пересмотру конвенции об алиментных обязательствах, комбинируя их с положениями о признании и исполнении судебных решений относительно обязательств по обеспечению совершеннолетних и по праву, применимому к таким обязательствам. В 1976 были подготовлены Конвенция о заключении брака и признании его недействительным и Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов. В другой области в 1972 год была подготовлена Конвенция о международном управлении имуществом умерших лиц.
По предложению правительства Канады в 1977 году участники Гаагской конференции занялись проблемами, касающимися специфического семейного правонарушения – похищения ребенка одним из своих родителей. Конвенция регулирует гражданско-правовые аспекты международного похищения детей, связанные с перемещением или удержанием ребенка в нарушение прав опеки, признанных в стране, где ребенок постоянно проживает. Специфическое правонарушение требуют соответствующих мер, и в данном случае как средство защиты предлагается непосредственно правительствам каждого государства создать необходимые условия для помощи в быстром возвращение ребенка, без необходимости формального разбирательства о признании и исполнении решений попечительскими организациями, а также в равной степени предоставить возможности по организации международных посещений детьми родителей, не лишенных родительских прав, при соблюдении соответствующих мер, гарантирующих их возвращение. В тексте этого договора содержится первое среди Гаагских конвенций упоминание об «основных правах и свободах человека», нарушение которых в запрашиваемом государстве является одним из немногочисленных оснований для отказа в возвращении ребенка.
На четырнадцатой сессии Гаагской конференции в 1980 году был сделан еще один исторический шаг, когда конференция приняла решение о более широком открытии его заседаний при определенных обстоятельствах. С учетом того факта, что на конференции в качестве членов было представлено только 29 стран, большинство из которых промышленно развитые, принято решение разрешить государствам, не являющимся ее членами принимать участие в работе по предметам, представляющим общий интерес, в частности касающихся права международной торговли. После чего участники конференции начали работу по пересмотру Конвенции от 15 июня 1955 года о праве, применимом к Международной купле-продаже товаров, пригласив все государства-члены Комиссии ООН по праву международной торговли для участия, предоставив им право голоса при ведении подготовительной работы.
На той же сессии были признаны формальные положения Венской конвенции о праве международных договоров и принято решение что, когда какую-либо гаагскую конвенцию потребуется пересмотреть, то на заседание будут приглашаться все государства-участники данной конвенции, даже не являющиеся членами Гаагской конференции.
Изменение состава участников.
Список государств, принимающих участие в конференции постепенно расширялся, начиная с первой сессии, на которой присутствовали сугубо континентальные европейские страны. Россия принимала активное участие с самого начала. Япония как первая полностью неевропейская страна, была представленная на четвертой сессии. Пятая и шестая сессии прошли с участием Японии, Великобритании и некоторых из вновь образовавшихся или воссозданных государства центральной Европы, включая Польшу, Венгрию и Чехословакию. После Октябрьской революции Советская власть отказалась от участия в Гаагской конференции, хотя затем, в послевоенный период, СССР возобновляет участие в ней в качестве наблюдателя.
Начиная с 1950-х годов, рост числа участников конференции заложил основу для более представительного международного форума, когда к ней присоединились Финляндия, Греция, Ирландия, Турция и Югославия, а затем в 1960-х и 1970-х годов Египет, США, Израиль, Канада, Чехословакия (возобновила участие), Аргентина, Бразилия (который прекратила участие без объяснения причин пять лет спустя), Австралия, Суринам, Венесуэла, Уругвай и Кипр. В 1980-х и 1990-х годах другие государства, такие как Австралия, Китай и некоторые латиноамериканские страны становятся полноправными членами Гаагской конференции. Российская Федерация официально оформила свое членство в 2001 году. В настоящее время в работе Гаагской конференции принимают 80 членов: 79 государств и 1 региональная организация (Европейский союз), а также 3 государства, избранные в члены, но еще не принявшие устав конференции – Молдова, Ливан, Колумбия.