Государство-архипелаг
Государство-архипелаг — это государство, полностью состоящее из одного или нескольких архипелагов и отдельно расположенных островов. Архипелаг представляет собой группу тесно взаимосвязанных островов вместе с соединяющими их водами, образующими единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.
Вопрос о том следует ли группу островов рассматривать как единое целое и, следовательно, признавать их особый правовой статус, отличающийся от статуса континентальной суши и отдельных островов, стал в международном морском праве серьезно обсуждаться после Второй мировой войны. По настоятельному требованию Индонезии, Филиппин, Фиджи и Маврикии в принятой в 1982 году Конвенции по морскому праву (далее – Конвенции 1982 г.) вопрос о государствах-архипелагах был наконец-то решен. Во-первых, были даны объективные критерии для определения того, что следует понимать под государством-архипелагом. Во-вторых, установлены предельные отношения площади водной поверхности к площади суши и максимальная длина архипелажных исходных линий, соединяющих острова, с целью предупреждения чрезмерных притязаний на водные территории. Еще одним важным нововведением Конвенции 1982 г. стало создание правового режима архипелажных вод, позволяющего сбалансировать интересы государств-архипелагов, которые хотели полностью контролировать воды, окружающие их острова, и интересы морских держав, стремящихся сохранить право свободного мореплавания в этих водах.
В настоящее время двадцать два государства официально заявили о статусе государства-архипелага: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Кабо-Верде, Коморские Острова, Доминиканская Республика, Фиджи, Гренада, Индонезия, Ямайка, Кирибати, Мальдивские Острова, Маршалловы Острова, Маврикий, Папуа Новая Гвинея, Филиппины, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тринидад и Тобаго, Тувалу, и Вануату. Все эти страны являются участниками Конвенции по морскому праву.
Архипелажные исходные линии.
В статье 47 Конвенции 1982 г. говорится, что «государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага». Архипелажные исходные линии являются исходными линиями, от которых государства-архипелаги должны отменять ширину территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 48 Конвенции 1982 г.). В статье 47 подробно излагаются критерии, при которых допускается проведение таких исходных линий.
- Архипелажные исходные линии могут проводить только государства-архипелаги, которые в соответствии с определением должны полностью состоять из архипелагов и островов. Этим условием исключаются архипелаги, находящиеся под суверенитетом континентальных государства, такие как Фарерские острова (Дания), Галапагосские острова (Эквадор), Азорские острова (Португалия).
- Архипелажные исходные линии должны быть проведены так, чтобы соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляло от 1:1 до 9:1. Данное требование не позволяет провести подобные исходные линии таким государствам, как Куба, Исландия, Новая Зеландия и Великобритании, основную площадь которых составляют один или два крупных острова. С другой стороны государства, включающие несколько отдаленных или состоящие из сильно разрозненных островов, не могут выдвигать чрезмерные претензии на морские пространства.
- Длина архипелажных исходных линий не должна превышать 100 морских миль, за исключением того, что до 3-х процентов от общего числа линий, охватывающих архипелаг, могут иметь длину от 100 до 125 морских миль.
- При проведении архипелажных исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага.
- Архипелажные исходные линии могут проводиться к осыхающим при отливе возвышениям при условии, что они расположены на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря от ближайшего острова, либо на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря.
- Система архипелажных исходных линий государства-архипелага не должна отсекать территориальное море другого государства от открытого моря или исключительной экономической зоны.
Архипелажные воды.
Статья 49 Конвенции 1982 г. предусматривает, что «суверенитет государства-архипелага распространяется на ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными в соответствии со статьей 47, воды, называемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега». Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы. Государство-архипелаг может проводить замыкающие линии для разграничения внутренних вод в пределах архипелажных вод.
Строго юридически архипелажные воды не являются ни внутренними, ни территориальными водами, а являются водами sui generis и неотъемлемой частью территории государства-архипелага.
Признавая суверенитет государств-архипелагов над архипелажными водами, Конвенция 1982 г. предусматривает две категории прав других государств: исторические права соседних стран и право свободного судоходства всех стран.
Исторические права в архипелажных водах.
Статья 51 Конвенции 1982 г. обязывает государства-архипелаги уважать существующие соглашения с другими государствами и признавать традиционные права на рыболовства и другие виды правомерной деятельности соседних государств в определенных районах архипелажных вод и рекомендует заключать двусторонние соглашения, регулирующие эту деятельность. Кроме того, государства-архипелаги не должны возражать против существующих подводных кабелей, проложенных другими странами через его воды, без выхода на берег. Они также должны разрешать обслуживание и замену таких кабелей при получении надлежащего уведомления об их местонахождении и намерении произвести их ремонт или замену.
Право свободного судоходства в архипелажных водах.
В архипелажных водах действует два типа судоходных прав: право мирного прохода и право архипелажного прохода по морским коридорам.
Во-первых, суда всех стран пользуются правом мирного прохода в архипелажных водах, аналогичным предусмотренному в отношении территориального моря в разделе 3 части II Конвенции 1982 г. Подводные лодки должны следовать по поверхности и поднимать свой флаг. Государство-архипелаг может в соответствии с нормами международного права принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода в архипелажных водах, и может временно приостановить мирный проход в определенных районах своих архипелажных вод, если этого требуют соображения национальной безопасности.
Во-вторых, морские и воздушные суда всех стран пользуются правом архипелажного прохода по морским коридорам, означающим право «нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны» (ст. 53, п. 3 Конвенции 1982 г.).
В отличие от режима мирного прохода, «нормальный режим» позволяет: подводным лодкам следовать в подводном положении; военным самолетам лететь в боевом порядке и с полным комплектом оборудования; военным кораблям применять меры по обеспечению своей безопасности, включая использование дымовой завесы; самолетам и вертолета на авианесущих кораблях выполнять операции взлета и посадки на палубу.
Государство-архипелаг может в соответствии с нормами международного морского права устанавливать и изменять морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры, а также предписывать и изменять схемы разделения движения для безопасного прохода судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, право архипелажного прохода по морским коридорам осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства.
Суда и летательные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль от осевой линии коридора и не должны приближаться к берегам ближе, чем на 10 процентов расстояния между ближайшими точками на островах.
Права и обязанности государства-архипелага.
В соответствии с отсылкой статьи 54 Конвенции 1982 г. государство-архипелаг, не должно препятствовать архипелажному проходу по морским коридорам и надлежит соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства по коридору или пролета над ним. Кроме того, архипелажный проход по морским коридорам не допускается приостанавливать ни под каким предлогом.
Государство-архипелаг может принимать законы и правила, касающиеся предотвращения загрязнения и охраны морской среды в архипелажных водах. Если иностранное судно (за исключением военных и правительственных кораблей) совершило нарушение природоохранных норм, вызвавшее или грозящее вызвать тяжелый ущерб морской среде, государство-архипелаг в силу статьи 233 может принять надлежащие меры по обеспечению выполнения соответствующих законов и правил.