Добрые услуги

Добрые услуги

Добрые услуги — это содействие в установлении контактов и начале прямых переговоров между спорящими сторонами, осуществляемое третьей стороной с целью создания благоприятных условий для мирного разрешения спора. Наряду с переговорами, посредничеством, обследованием и примирением добрые услуги относится к «согласительным» или «дипломатическим» средствам мирного разрешения международных споров.

Добрые услуги как средство урегулирования споров между государствами предусмотрены в различных международных документах, таких как Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 гг., Межамериканский договор о добрых услугах и посредничестве 1936 г., Американский договор о разрешении споров (Боготский пакт) 1948 г., Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.

Хотя добрые услуги не упоминаются в п. 1 ст. 33 Устава ООН среди средств мирного разрешения международных споров, они широко применяются Генеральным Секретарем либо по собственной инициативе, либо по распоряжению Совета Безопасности.

В отличии от посредничества, третья сторона, предоставляющая добрые услуги, будь то отдельное государство, группа государств, частное лицо либо универсальная или региональная международная организация, не принимает участия в переговорах и не предлагает пути решения спора. Ее главная задача – помочь спорящим сторонам вступить в переговоры, после чего ее миссия заканчивается.

Хорошим примером, демонстрирующим отличие добрых услуг от посредничества, является Боготский пакт, в котором содержится следующее определение:

Процедура добрых услуг заключается в попытке одного или нескольких американских правительств, не являющихся сторонами в споре, или одного или нескольких видных граждан любого американского государства, не являющегося стороной в споре, свести стороны вместе, с тем чтобы дать им возможность достичь взаимоприемлемого решения (ст. IX).

Далее в договоре отмечается:

После того, как стороны встретились и возобновили прямые переговоры, государства или граждане, которые предложили свои добрые услуги или согласились на их оказание, не должны предпринимать никаких дальнейших действий; однако по согласованию между сторонами они могут присутствовать на переговорах (ст. IX).

Тем не менее со временем роль третьей стороны, оказывающей добрые услуги, может измениться. Реальное развитие событий, связанных с разрешением спора, может потребовать от третьей стороны выполнения более широких функций, ее непосредственного участия в самих переговорах.

Цели и функции добрых услуг.

Как уже отмечалось, основная цель добрых услуг заключается в ознакомлении и сближении позиций спорящих сторон и содействии налаживанию прямых контактов между ними. Эта деятельность должна осуществляться в весьма тактичных, гибких и деликатных формах, не затрагивающих суверенные права и интересы конфликтующих сторон.

Добрые услуги могут также применяться с целью предотвращения дальнейшего обострения спора между государствами. Превентивная функция добрых услуг формулируется в ст. 12 Декларации о предотвращении и устранении споров 1988 года следующим образом:

Совету Безопасности следует рассматривать возможность направления на ранней стадии миссий по установлению фактов или миссий добрых услуг или обеспечения присутствия ООН в соответствующих формах, включая наблюдателей и операции по поддержанию мира, в качестве средства предотвращения дальнейшего обострения спора или ситуации в соответствующих областях.

В том случае, когда спор между двумя государствами уже перерос в вооруженный конфликт, добрые услуги могут быть использованы для прекращения или снижения интенсивности военных действий. Если противоборствующие государства по соображениям престижа или по другим мотивам избегают продолжения или возобновления переговоров, либо переговоры не сулят перспектив и способны лишь обострить положение, одно или несколько третьих государств могут предложить свои услуги в качестве связующего звена между спорящими сторонами для снижения конфронтации и налаживания мирного процесса.

Результат применения добрых услуг полностью зависит от отношения к нему участников спора. Третья сторона, оказывающая добрые услуги, ни в коем случае не должна навязать им свою волю. Так, в ст. 6 Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов о мирном решении международных столкновений прямо предусматривается, что результаты применения добрых услуг «имеют исключительно значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».

В любом случае главным условием успеха добрых услуг является наличие определенной готовности сторон достичь урегулирования конфликта, независимо от того насколько их публичные позиции кажутся непримиримым.

Процедура оказания добрых услуг.

Добрые услуги могут предлагаться государством или организацией по его собственной инициативе или по просьбе одной или нескольких сторон спора. Согласие сторон изначально не обязательно, но должно быть получено до того, как будут предприняты какие-либо практические действия.

Добрые услуги включают приглашение сторон спора на всякого рода двусторонние или многосторонние встречи или конференции, организацию подобных мероприятий, выделение для целей их проведения материального и финансового обеспечения, предоставление транспорта или средств связи, обеспечение безопасности встреч сторон.

Третья сторона, оказывающая добрые услуги, может устанавливать контакты с находящимися в споре государствами, проводя с каждым из них неофициальные встречи. При этом до каждой из спорящих сторон доносится позиция оппонента. В том случае, если прямые приговоры между сторонами спора невозможны, третья сторона берет на себя роль связующего звена, направляя своих представителей в столицы спорящих государств, либо приглашая к себе их представителей, вместе или по отдельности, подготовив все условия необходимые для проведения встречи.

С согласия спорящих сторон добрые услуги могут также включать решение отдельных, связанных с урегулированием спора проблем, таких как контроль за исполнением достигнутых договоренностей, обмен заложниками, репатриация военнопленных и т. д.

Практика применения добрых услуг.

История знает немало примеров предоставления добрых услуг как успешных, так и безрезультатных.

Среди наиболее известных можно упомянуть добрые услуги, предложенные американским президентом Т. Рузвельтом для завершения русско-японской войны 1904-1905 гг. В 1905 году Рузвельт по просьбе японского правительства «от своего имени и по своей инициативе» предложил добрые услуги по организации мирных переговоров между Россией и Японией; император Николай II это предложение принял. Переговоры, проходившие в г. Портсмуте, США, завершились 5 сентября 1905 г. подписанием мирного договора.

Швейцария в рамках политики активного нейтралитета в 1960 г. предложила добрые услуги в целях содействия официальным переговорам между Францией и Алжиром в ходе франко-алжирской войны 1954-1962 гг. На заключительном этапе переговоров в марте 1962 года, проходивших в г. Эвиан-ле-Бен на французской стороне озера Леман, была признана независимость Алжира. На этом этапе Швейцария также продолжала играть важную роль в обеспечении безопасности алжирской делегации, штаб-квартира которой находилась на швейцарской стороне озера Леман, в организации ее перевозки к месту встречи на французской территории; в предоставлении необходимых средств связи и информации; и в стремлении создать атмосферу доверия между двумя сторонами.

Благодаря добрым услугам Норвегии в 1993 г. в Осло были проведены двусторонние секретные переговоры между представителями Израиля и Организации освобождения Палестины. В результате переговоров было достигнуто соглашение о взаимном признании и отказе от враждебных действий.

Добрые услуги широко используются ООН в качестве средства предотвращения и устранения споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности.

Например, в 1947 году для содействия мирному разрешению «индонезийского вопроса» между Нидерландами и Индонезией свои услуги предоставил созданный постановлением Совета Безопасности Комитет добрых услуг в составе Австралии, Бельгии и США (Резолюция СБ ООН 31 (1947)).

В 1971 в связи с войной между Индией и Пакистаном Совет Безопасности уполномочил Генерального секретаря назначить специального представителя для осуществления миссии добрых услуг в целях решения проблем гуманитарного характера (Резолюция СБ ООН 307 (1971)).

В 1982 года Совет Безопасности в связи с вопросом о Фолклендских (Мальвинских) островах поручил Генеральному секретарю предпринять миссию добрых услуг для установления контактов между Аргентиной и Великобританией в целях разработки взаимоприемлемых условий прекращения огня (Резолюция СБ ООН 505 (1982)).