Демаркационная линия
Демаркационная линия — это временная граница, разделяющая территории, относящиеся к разным юрисдикциям. Демаркационные линии разделяют территории между государствами или территории одного государства на части, управляемые одним или несколькими оккупационными властями или отделившиеся в соответствии с правом на самоопределение территории. В отличие от государственных границ, демаркационные линии имеют условный и временный характер. Они используются в переходных целях до тех пор, пока не будет урегулирован вопрос о делимитации границ. Исторически вопрос об окончательном определении границ решается при заключении мирного договора. Несмотря на то, что демаркационные линии применяются только в переходных целях, они, в принципе, выполняют те же самые функции, что и обычные государственные границы. В этом состоит их отличие от устанавливаемых в рамках соглашения о прекращении огня в период вооруженного конфликта линий фронта, которые выполняют функции иного рода.
Демаркационные линии как юридический термин не следует также смешивать с линиями разграничения сфер политических интересов. В истории международных отношений сильные государства часто заключали между собой соглашения о том, как разграничить сферы политического влияния на вновь завоеванных, покоренных или оккупированных территориях. В частности, история колонизации может предоставить достаточное количество примеров соглашений, разделяющих сферы политического интереса, заключенные между европейскими державами, таких как Договор между Великобританией и Германией, касающийся демаркации сфер влияния (от 6 апреля 1886 года) и Франко-британский договор по бассейну реки Нигер (подписан 14 июня 1898 года). В процессе деколонизации во многих случаях подобные политические разграничения, несмотря на полную безучастность местного населения в их принятии, стали в конечном итоге официальными государственными границами, которые и в наше время по-прежнему определяют жизнь затронутых народов.
Термин демаркация также используется как технический термин, обозначающий один из трех этапов создания границ государственными органами. Под тремя этапами подразумеваются: фаза подготовки, фаза делимитации и фаза демаркации. Например, в 1993 году Комиссия ООН по демаркации границы между Ираком и Кувейтом провела окончательную демаркацию границы между двумя государствами Персидского залива, положив конец длительному спору о том, где именно должна проходить сухопутная граница (доклад, одобренный резолюцией 832 СБ ООН от 27 мая 1993 года). В этом практическом смысле демаркация является заключительной технической фазой процесса создания государственной границы. Ее следует отличать от временной демаркационной линии, которая проводится в то время, когда еще отсутствует политическое решение относительно окончательной государственной границы.
Демаркационная линия в международной практике.
В послевоенный период международная практика в отношении демаркационных линий связана главным образом с вооруженными конфликтами, в результате которых происходило разделение страны. Демаркационные линии использовались для временного разделения соответствующих территорий и приобрели важное политическое и правовое значение во время «холодной войны» (1947-91). Они устанавливались посредством явного или молчаливого согласия между оккупационными властями или на основе соглашения о перемирии.
Германия в 1945 году находилась под четырехсторонней оккупацией. На Ялтинской конференции (1945) и Потсдамской конференции (1945) союзники поделили Германию на четыре зоны оккупации. Разделение этих зон осуществлялось демаркационными линиями. С воссоединением Германии и так называемым Договором «Два плюс четыре» (Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии [подписан 12 сентября 1990 года, вступил в силу 15 марта 1991 года]) еще существовавшее разделение между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой было упразднено.
Еще в качестве одного примера выступает Кореи, разделение которой было проведено после ее оккупации в 1945 году американскими войсками и вооруженными силами Советского Союза (Корейская война [1950-53]). США в 1945 году установили демаркационную линию вдоль 38-параллели, издав Общий приказ № 1 (от 17 августа 1945 года), разделив страну на две зоны оккупации. Советский Союз не высказывал возражений против проведения такой демаркационной линии. Линия по 38-параллели по-прежнему отделяет Северную Корею от Южной Кореи.
Правовой статус и последствия.
Правовой статус демаркационной линии зависит от правового источника, на основе которого она устанавливается. Демаркационная линия может быть установлена на основе соглашения о перемирии, предшествующему окончательному урегулированию в соответствии с мирным договором. В таких соглашениях обычно содержатся положения, касающиеся раздела территории и организации системы мониторинга и защиты демаркационной линии. С течением времени демаркационная линия может потерять свой временный характер, в частности, если стороны больше не стремиться к официальному урегулированию на основе мирного договора. Демаркационная линия также может устанавливаться в соответствии с международным судебным решением или резолюцией Совета Безопасности ООН.
Основным смыслом соглашения о демаркационной линии является временный раздел территории, без определения окончательного правового статус конкретной территории. Несмотря на то, что демаркационные линии носят исключительно переходный характер, они в рамках своего правового режима используются для того, чтобы воспрепятствовать взаимным вторжениям на части территории, находящиеся под юрисдикцией другой стороны. Поэтому возникает вопрос о том, применим ли запрет на использование силы в международных отношениях, предусмотренный статьей 2.4 Устава ООН, в отношении демаркационных линий. В Декларации о дружественных отношениях (1970) Генеральная Ассамблея ООН ответила на этот вопрос утвердительно:
Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий, согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер. (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принцип 1, п. 5)
Декларация о дружеских отношениях не допускает использование силы с целью нарушения демаркационных линий в тех случаях, когда стороны юридически обязаны соблюдать такие нормы (Р. Розенсток). Даже если в соглашении о демаркационной линии не указывается, что стороны обязаны соблюдать запрет на использование силы для поддержания статуса-кво, такое ограничение, как это предусмотрено в Декларации о дружественных отношениях, должно презюмироваться. В то же время в Декларации о дружественных отношениях ясно сказано, что применение ст. 2.4 Устава ООН к демаркационным линиям не влияет на их временный характер. Это разъяснение было добавлено для предотвращения стабилизации временного положения, изначально сложившегося в результате акта агрессии. Таким образом, запрет на использование силы не нарушает временный характер территориального статуса-кво, обусловленного проведением демаркационной линии.
Автор: Jochen von Bernstorff, Demarcation line // The Law of Armed Conflict and the Use of Force: The Max Planck Encyclopedia of Public International Law. Oxford University Press, 2017. C. 324–326.