Бреттон-Вудская конференция (1944)

Бреттон-Вудская конференция 1944 года

Бреттон-Вудская конференция, официально именуемая Валютно-финансовой конференцией Объединенных Наций — конференция 730 делегатов из всех 44 стран антигитлеровской коалиции в отеле «Маунт Вашингтон», Бреттон-Вудс, штат Нью-Гемпшир, США. Конференция приходила с 1 по 22 июля 1944 года. Целью конференции было разработка правил международных валютных и финансовых отношений после окончания Второй мировой войны, которые впоследствии стали называться Бреттон-Вудской системой международного валютного управления.

На Бреттон-Вудской конференции были учреждены две постоянно действующие финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР или Всемирный банк). Капитал обеих организаций с почти универсальным членством формировался за счет взносов участников в соответствии с установленными для каждой страны квотами. Всемирный банк должен был предоставлять долгосрочные кредиты, в первую очередь для восстановления европейских стран, пострадавших от Второй мировой войны, а также оказывать финансовую помощь развивающимся странам с целью сокращения бедности и перехода к устойчивому экономическому росту. МВФ предназначался для создания многосторонней системы расчетов по текущим операциям, упорядочивания валютных режимов, поддержания стабильности валютных курсов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов государствам-участникам для покрытия дефицита платежного баланса.

Главными действующими лицами на Бреттон-Вудской конференции были Великобритания во главе с видным экономистом Дж. М. Кейнсом и США во главе с Г. Д. Уайтом, помощником министра финансов Г. Моргентау. Хотя между ними и их правительствами оставались серьезные противоречия, не было никаких разногласий по поводу основной предпосылки: ошибки межвоенного периода не должны повторяться. В 1930-х годах, в связи с резким сокращением торговли и ростом безработицы во всем мире, многие ведущие державы использовали конкурентные девальвации, множественные обменные курсы, ограничения на трансграничное движение капитала, а также тарифные и нетарифные барьеры для стимулирования экономики. В послевоенном мире должен быть установлен международный валютный режим, основанный на соответствующем договоре и регулируемый постоянно действующей международной организацией. Обменные курсы должны быть достаточно стабильными, а контроль над текущими операциями запрещен в принципе.

Международные финансовые организации, учрежденные по итогу Бреттон-Вудской конференции.

В соответствии с двумя отдельными частями Бреттон-Вудских соглашений были учреждены две международные организации: МВФ, отвечающий за обеспечение стабильности международной валютно-финансовой системы, системы обменных курсов и международных расчетов, и Всемирный банк, которому поручалось предоставлять кредиты разоренным войной странам для восстановления хозяйств и экономического развития менее развитых стран.

Государства могли стать членами Всемирного банка только в том случае, если они были членами МВФ. В обоих организациях предусматривалась трехуровневая структура органов управления: Совет управляющих, состоящий из министров финансов или управляющих Центрального банка каждого государства-члена, которые должны собираться не реже одного раза в год; Исполнительного совета, функционирующего на постоянной основе в штаб-квартире организации; и административного аппарата, возглавляемого президентом Всемирного банка или директором-распорядителем МВФ. Согласно традиции президентом Всемирного банка всегда был американец, а директором-распорядителем МВФ – европеец.

В отличие от ООН, в котором действует система голосования «одна страна – один голос», в Бреттон-Вудских учреждениях применяется принцип «взвешенного» голосования — число голосов каждого государства-члена определялось в зависимости от его квоты в МВФ или доли в капитале Всемирного банка.

В соответствии с уставом каждого учреждения Исполнительный совет состоял из двенадцати директоров: пяти назначенных, представляющих государства с наибольшей квотой или долей капитала, и семи избираемых на двухлетний срок остальными государствами, организованными в соответствующее количество групп. Эти группы формируются на основе общности интересов, языка или географического положения стран. Общее количество исполнительных директоров со временем возрастало по мере увеличения количества членов.

Право вето не предусматривалось, однако для принятия важных решений требуется такое количество голосов, что США и члены Европейского союза, участвующие в совместном голосовании, могут заблокировать любое предложение.

Хотя основные правила, регулирующие международную финансовую систему, с тех пор кардинально изменились, организация и управление МВФ и Всемирным банком остаются, по существу, такими же, какими были заложены в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции.

Основные принципы Бреттон-Вудской валютной системы.

Бреттон-Вудская валютная система должна была обеспечить стабильность валютных отношений в мире, устойчивость валютных курсов и международное валютное сотрудничество.

Валютный режим.

Статьи соглашения МВФ, принятые на Бреттон-Вудской конференции, подтверждали приверженность государств-участников к установлению системы фиксированных обменных курсов.

Согласно ст. IV, разд. 1 Статей соглашения МВФ каждое государство должно было установить начальную номинальную стоимость своей валюты, выраженную в золоте или долларах США, стоимость которого в свою очередь жестко привязывалась к золоту ($35 долларов за одну тройскую унцию).

Согласно ст. IV, разд. 3 Статей соглашения МВФ, государства-члены были обязаны поддерживать номинальную стоимость своей валюты в диапазоне плюс или минус 1%. Если государству не хватало ресурсов для выполнения этого обязательства, оно могло обратиться за помощью к МВФ.

Обязательство поддерживать фиксированную номинальную стоимость валюты не было безусловным, однако, согласно ст. IV, разд. 5 Статей соглашения МВФ, девальвация (или ревальвация) могли производится только в случае «фундаментального нарушения равновесия» платежного баланса и только после консультации с МВФ.

Правила валютных операций.

Во избежание повторения ошибок межвоенных лет, в Статьях соглашения МВФ предусматривалось, что «ни одно государство-член не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом» (ст. VIII, разд. 2(а) Статей соглашения МВФ)

Тем не менее, по настоянию британцев, которые были серьезно обеспокоены дальнейшим истощением их капитальной базы, запрет на ограничение валютных операций не применялся к контролю за движением капитала, а членам прямо разрешалось применять «меры контроля, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитал». (ст. VI, разд. 3 Статей соглашения МВФ). В подобном случае МВФ часто давал разрешение на введение валютного регулирования за текущими операциями, в некоторых случаях просто по молчаливому согласию, когда предполагалось, что без такого регулирования страна может столкнуться с высоким уровнем безработицы.

Правила заимствования.

Среди целей МВФ, изложенных в ст. I Статей соглашения, указывалось:

за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

Для достижения этой цели государствам-членам предоставлялась возможность покупки валюты других государств-членов из общих ресурсов Фонда за эквивалентную сумму собственной валюты с обязательством выкупить свою валюту за золото или конвертируемую валюту в течение указанного периода. Предполагалось, что к концу этого периода проблема, которая вынудила члена обратиться в МВФ, будет преодолена.

Ресурсы МВФ должны были состоять из пула золота и валют, вносимых государствами-членами в соответствии с их квотами (ст. III Статей соглашения МВФ). Квоты были выражены в долларах США, но участники должны были заплатить 25% своей доли в золоте, а остальное в своих собственных валютах. Первоначально размер капитала МВФ был установлен на уровне 8,8 млрд. долларов США, который должен был пересматриваться не реже, чем раз в пять лет.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы.

Безусловно, Бреттон-Вудская система работала довольно хорошо до середины 1960-х, однако в системе имелись серьезные изъяны и узкие места, которые в конечном счете привели к ее упразднению. 15 августа 1971 года Р. Никсон заявил, что США приостанавливают конвертацию долларов в золото.

В 1972 году Совет управляющих МВФ образовал комитет из двадцати членов с целью выявления основных недостатков Бреттон-Вудской системы. Комитет определил три главных, тесно взаимосвязанных проблемы:

  1. Проблема ликвидности. Бреттон-Вудская система не могла обеспечить необходимый уровень международной ликвидности. Быстро растущие масштабы международных торговых и финансовых операций после Второй мировой войны значительно опережали поступление в оборот платежных средств, и прежде всего золота.
  2. Проблема корректировки паритетов. В Бреттон-Вудской системе отсутствовал эффективный механизм регулирования платежного баланса, как дефицитного, так профицитного. Неспособность или нежелание государств-членов МВФ изменять номинальную стоимость валюты делали практически невозможной коррекцию дисбаланса внешних платежей.
  3. Проблема доверия. Когда количество долларов, скопившихся у иностранных держателей, включая центральные банки европейских стран и Японии, начали превышать стоимость золотых запасов США, появились сомнения в способности США поддерживать цену на золото на установленном уровне.