Авторское право на музыкальные произведения в США
Доходы в музыкальной индустрии формируются за счет создания и реализации и исполнения музыкальных продуктов. Как и другие права интеллектуальной собственности, авторское право необходимо для установления правил использования музыкальных произведений, чтобы упорядочить получение доходов. Однако, в отличие от других видов интеллектуальной собственности, авторское право не защищает творческую идея саму по себе, только ее выражение в фиксированной форме, т. е. жанр рок-музыки (как определенный ритм, инструментальной звук и др.) не может быть объектом авторского права, но свое частное выражение, скажем, композиции группы «Роллинг Стоунз» может. Кроме того, в отличие от патентов, авторские права не выдается, а просто утверждаются автором или издателем. Отчасти, в таком упрощенном подходе к имущественным правам отражается в большей степени допустимый уровень заимствования — неотъемлемой части созидательной творческой культуры. В отличие от промышленных инноваций, где первоначальный доход изобретатель, применяя меры защиты и обеспечив должный уровень секретности, может получить очень высокую цену за продукт, несущий себе новаторское решение, даже в узкоспециализированной сфере, автор музыкального произведения должен в первую очередь стремится к выходу на как можно более широкий рынок.
Процесс формирования доходов в музыкальной индустрии начинается с нематериальной музыкальной идеи. В музыкальной индустрии существуют два главных типа “идеи” – музыкальная композиция и запись звука:
- Музыкальная композиция состоит из упорядоченных символов музыкальной нотации, включая любой сопровождающий текст, которая обычно зарегистрируются в классе PA («performing art» — исполнительское искусство). Авторами музыкальной композиции, как правило является сочинитель музыки – композитор и сочинитель текста — поэт, или один из них. Музыкальная композиция может быть в виде письменной копии (например, нотная запись) или в виде фонограммы (например, магнитофонных кассет или компакт-дисков).
- Запись звука — это результат записи серии музыкальных, устных или другие звуков, который всегда регистрируется в классе SR («sound recording» — запись звука). Автором звукозаписи является исполнитель, чье исполнение записывается, или продюсер, который обрабатывает и выпускает окончательную версию записи, или они оба.
Будучи представленным в виде нотной записи или фонограммы, музыкальное произведения становится объектом “авторских прав”, при условии, что оно отвечает определенным условиям приемлемости, таким как наличие “оригинальности” и достаточного количества “творческой работы”. Музыкальная композиция в виде фонограммы не обязательно означает, что существует основание для авторского права в записи звука, равно как и наличие авторского права в записи звука не ведет автоматически к авторскому праву на музыкальную композицию, лежащую в ее основе. Эти музыкальные идеи и связанное с ними разделение труда среди его авторов или создателей представлены в таблице 1.
Музыкальная идея. | Класс права. | Создатель музыкального произведения или автор.* | Материальный носитель, на котором музыкальное произведение может быть представлено.** |
---|---|---|---|
Музыкальная композиция. | Исполнительское искусство – PA. | Композитор. Поэт. |
Нотная запись. Фонограмма (магнитофонная лента, компакт-диск и т .д.). |
Запись звука. | Запись звука – SR. | Исполнитель. Продюсер (или издатель). Оба вместе. |
Фонограмма (магнитофонная лента, компакт-диск и т .д.). |
Источник: | Andersen and Miles (1999). |
* | Композитор, поэт, исполнитель, продюсер (или издатель) не обязательно разные лица. |
** | Материальные носители – это не сами музыкальные композиции или записи звука, а способы, которыми различные виды музыкальной продукции могут быть представлены. |
Авторское право сначала принадлежит автору или создателю первого образца, под контролем которого находятся последующее воспроизведение, распространение или публичное исполнение произведения. Однако, как только музыкальная композиция была записана и выпущена в публичный прокат, любой желающий может (в силу положения об обязательном лицензировании, существующего в законодательствах об авторском праве большинства стран) сделать запись музыкальной композиции и выпустить ее на продажу, при следующих условиях: авторство признается, установленные нормами авторские гонорары отчисляются автору, не производится несанкционированные изменения оригинальной композиции.
Изначально авторские права на музыкальные произведения распространялись на нотные издания и живое исполнение. Однако, в связи с последующей разработкой и развитием методов создания музыкальных произведений, способов их записи и распространения, стали выдаваться некоторые смежные авторские права. То есть, такие как (i) новая технология записи звука и воспроизведения музыкальных произведений (например, долгоиграющие виниловые грампластинки, магнитные ленты, компакт-диски, HD-диски, цифровые видео и аудио технологии), и (ii) появились и эволюционировали новое приемы вещания и публичного исполнения (например, радио и телевидение, кабельное телевидение, спутниковое вещание, Интернет), авторские права на музыкальные произведения, первоначально существовавшие для защиты печатных копий музыкальных композиции (т. е. нотных изданий), были соответствующим образом дополнены, чтобы включить в себя и технические права (т. е. права воспроизведение музыкальных произведений в звуковой записи) и права синхронизации (т. е. право записывать музыкальные произведения, сопровождающие показ визуальных образов в кинофильмах или видео саундтреков), с расширением концепции права исполнения (включившее право на получение отчислений почти с любых передач радио и телевещания и публичных исполнений композиции). Эти смежные авторские права обеспечивают законное основание для взимания различных типов гонораров и лицензионных платежей. (Таблица 2).
Использование музыкальной продукции. | Требуемая лицензия. |
---|---|
1. Коммерческое вещание музыкальных произведений, за исключением оперных и театральных постановок. | Лицензия на право исполнения. |
2. Вещание по запросу (например, сервис «YouTube»), за исключением оперных и театральных постановок. | Лицензия на право исполнения. |
3. Продажа аудиозаписей для частного использования. | Обязательная или «договорная» техническая лицензия. |
4. Производство музыкальной видеопродукция предназначенной для кабельного телевидения. | Лицензия на право синхронизации или право исполнения. |
5. Продажа или сдача в аренду фильмов, музыкальной видеопродукции и других видеопрограмм индивидуальным пользователям для домашнего просмотра. | Лицензия на право синхронизации, включающая право на техническое тиражирование копий для продажи. |
6. Показ кинофильмов в кинотеатрах. | Лицензия на право синхронизации, включающая право показа (право исполнения). |
7. Коммерческое вещание. | Специальное разрешение. |
8. Рекламная продукция, компьютерное программное обеспечение и т. д. | Специальное разрешение. |
9. Природные звуки. | Лицензия на право аранжировки, включающее право на исполнение. |
10. Оперная и театральная видеопродукция (живое исполнение). | Полное право или театральная лицензия. |
11. Публичные широковещательные станции. | Договорная лицензия. |
12. Музыкальные автоматы. | Договорная лицензия. |
13. Кабельное телевидение. | Обязательная лицензия или договорная лицензия. |
Источник: | Baskerville (1995, table 6.1). |
Автор или владелец авторского права имеет исключительный контроль над совокупностью правомочий (таких, как право исполнять, воспроизводить и распространять произведения, охраняемые авторским правом), эти правомочия (по отдельности или вместе) могут передаваться другому лицу. В случае музыкальной композиции, общепринятым правилом является передача права собственности от автора оригинальной композиции к издателю, в то время как владелец записи звука обычно передает ее в собственность звукозаписывающей компании, которая владеет правом записи. Как было указано выше, по сравнению с большинством типов промышленных инноваций, ключевым шагом в деятельности музыкальной индустрии является реализация авторского права начиная от исходного создателя произведения по всей цепочке распространения и вещания в различных средствах массовой информации. Получив авторские права, продюсер может начинать комплексный и дорогостоящий процесс подбора и организации музыкальных исполнителей, режиссёров, звукооператоров, временных исполнителей, и т. д., а звукозаписывающая компания может начать издание музыкального продукта и вывод его на рынок с гарантией, что их инвестиции защищены от нелицензионного использования. Исполнителю в будущем гарантируется доход, основанный на популярности его или ее композиции. Таким образом авторское право на музыкальное произведение представляет собой сложный вид совместной собственности, между автором (и композитором), издательством, звукозаписывающей компанией и другими лицами, участвующими в коммерциализация музыкального произведения.