Авторское право на музыкальные произведения в США

Международное право

Доходы в музыкальной индустрии формируются за счет создания и реализации и исполнения музыкальных продуктов. Как и другие права интеллектуальной собственности, авторское право необходимо для установления правил использования музыкальных произведений, чтобы упорядочить получение доходов. Однако, в отличие от других видов интеллектуальной собственности, авторское право не защищает творческую идея саму по себе, только ее выражение в фиксированной форме, т. е. жанр рок-музыки (как определенный ритм, инструментальной звук и др.) не может быть объектом авторского права, но свое частное выражение, скажем, композиции группы «Роллинг Стоунз» может. Кроме того, в отличие от патентов, авторские права не выдается, а просто утверждаются автором или издателем. Отчасти, в таком упрощенном подходе к имущественным правам отражается в большей степени допустимый уровень заимствования — неотъемлемой части созидательной творческой культуры. В отличие от промышленных инноваций, где первоначальный доход изобретатель, применяя меры защиты и обеспечив должный уровень секретности, может получить очень высокую цену за продукт, несущий себе новаторское решение, даже в узкоспециализированной сфере, автор музыкального произведения должен в первую очередь стремится к выходу на как можно более широкий рынок.

Процесс формирования доходов в музыкальной индустрии начинается с нематериальной музыкальной идеи. В музыкальной индустрии существуют два главных типа “идеи” – музыкальная композиция и запись звука:

  • Музыкальная композиция состоит из упорядоченных символов музыкальной нотации, включая любой сопровождающий текст, которая обычно зарегистрируются в классе PA («performing art» — исполнительское искусство). Авторами музыкальной композиции, как правило является сочинитель музыки – композитор и сочинитель текста — поэт, или один из них. Музыкальная композиция может быть в виде письменной копии (например, нотная запись) или в виде фонограммы (например, магнитофонных кассет или компакт-дисков).
  • Запись звука — это результат записи серии музыкальных, устных или другие звуков, который всегда регистрируется в классе SR («sound recording» — запись звука). Автором звукозаписи является исполнитель, чье исполнение записывается, или продюсер, который обрабатывает и выпускает окончательную версию записи, или они оба.


Будучи представленным в виде нотной записи или фонограммы, музыкальное произведения становится объектом “авторских прав”, при условии, что оно отвечает определенным условиям приемлемости, таким как наличие “оригинальности” и достаточного количества “творческой работы”. Музыкальная композиция в виде фонограммы не обязательно означает, что существует основание для авторского права в записи звука, равно как и наличие авторского права в записи звука не ведет автоматически к авторскому праву на музыкальную композицию, лежащую в ее основе. Эти музыкальные идеи и связанное с ними разделение труда среди его авторов или создателей представлены в таблице 1.

Таблица 1.
Авторские права на музыкальные работы.
Музыкальная идея. Класс права. Создатель музыкального произведения или автор.* Материальный носитель, на котором музыкальное произведение может быть представлено.**
Музыкальная композиция. Исполнительское искусство – PA. Композитор.
Поэт.
Нотная запись.
Фонограмма (магнитофонная лента, компакт-диск и т .д.).
Запись звука. Запись звука – SR. Исполнитель.
Продюсер (или издатель).
Оба вместе.
Фонограмма (магнитофонная лента, компакт-диск и т .д.).
Источник: Andersen and Miles (1999).
* Композитор, поэт, исполнитель, продюсер (или издатель) не обязательно разные лица.
** Материальные носители – это не сами музыкальные композиции или записи  звука, а способы, которыми различные виды музыкальной продукции могут быть представлены.

Авторское право сначала принадлежит автору или создателю первого образца, под контролем которого находятся последующее воспроизведение, распространение или публичное исполнение произведения. Однако, как только музыкальная композиция была записана и выпущена в публичный прокат, любой желающий может (в силу положения об обязательном лицензировании, существующего в законодательствах об авторском праве большинства стран) сделать запись музыкальной композиции и выпустить ее на продажу, при следующих условиях: авторство признается, установленные нормами авторские гонорары отчисляются автору, не производится несанкционированные изменения оригинальной композиции.

Изначально авторские права на музыкальные произведения распространялись на нотные издания и живое исполнение. Однако, в связи с последующей разработкой и развитием методов создания музыкальных произведений, способов их записи и распространения, стали выдаваться некоторые смежные авторские права. То есть, такие как (i) новая технология записи звука и воспроизведения музыкальных произведений (например, долгоиграющие виниловые грампластинки, магнитные ленты, компакт-диски, HD-диски, цифровые видео и аудио технологии), и (ii) появились и эволюционировали новое приемы вещания и публичного исполнения (например, радио и телевидение, кабельное телевидение, спутниковое вещание, Интернет), авторские права на музыкальные произведения, первоначально существовавшие для защиты печатных копий музыкальных композиции (т. е. нотных изданий), были соответствующим образом дополнены, чтобы включить в себя и технические права (т. е. права воспроизведение музыкальных произведений в звуковой записи) и права синхронизации (т. е. право записывать музыкальные произведения, сопровождающие показ визуальных образов в кинофильмах или видео саундтреков), с расширением концепции права исполнения (включившее право на получение отчислений почти с любых передач радио и телевещания и публичных исполнений композиции). Эти смежные авторские права обеспечивают законное основание для взимания различных типов гонораров и лицензионных платежей. (Таблица 2).

Таблица 2.
Виды лицензий на музыкальные произведения в США.
Использование музыкальной продукции. Требуемая лицензия.
1. Коммерческое вещание музыкальных произведений, за исключением оперных и театральных постановок. Лицензия на право исполнения.
2. Вещание по запросу (например, сервис «YouTube»), за исключением оперных и театральных постановок. Лицензия на право исполнения.
3. Продажа аудиозаписей для частного использования. Обязательная или «договорная» техническая лицензия.
4. Производство музыкальной видеопродукция предназначенной для кабельного телевидения. Лицензия на право синхронизации или право исполнения.
5. Продажа или сдача в аренду фильмов, музыкальной видеопродукции и других видеопрограмм индивидуальным пользователям для домашнего просмотра. Лицензия на право синхронизации, включающая право на техническое тиражирование копий для продажи.
6. Показ кинофильмов в кинотеатрах. Лицензия на право синхронизации, включающая право показа (право исполнения).
7. Коммерческое вещание. Специальное разрешение.
8. Рекламная продукция, компьютерное программное обеспечение и т. д. Специальное разрешение.
9. Природные звуки. Лицензия на право аранжировки, включающее право на исполнение.
10. Оперная и театральная видеопродукция (живое исполнение). Полное право или театральная лицензия.
11. Публичные широковещательные станции. Договорная лицензия.
12. Музыкальные автоматы. Договорная лицензия.
13. Кабельное телевидение. Обязательная лицензия или договорная лицензия.
Источник: Baskerville (1995, table 6.1).

Автор или владелец авторского права имеет исключительный контроль над совокупностью правомочий (таких, как право исполнять, воспроизводить и распространять произведения, охраняемые авторским правом), эти правомочия (по отдельности или вместе) могут передаваться другому лицу. В случае музыкальной композиции, общепринятым правилом является передача права собственности от автора оригинальной композиции к издателю, в то время как владелец записи звука обычно передает ее в собственность звукозаписывающей компании, которая владеет правом записи. Как было указано выше, по сравнению с большинством типов промышленных инноваций, ключевым шагом в деятельности музыкальной индустрии является реализация авторского права начиная от исходного создателя произведения по всей цепочке распространения и вещания в различных средствах массовой информации. Получив авторские права, продюсер может начинать комплексный и дорогостоящий процесс подбора и организации музыкальных исполнителей, режиссёров, звукооператоров, временных исполнителей, и т. д., а звукозаписывающая компания может начать издание музыкального продукта и вывод его на рынок с гарантией, что их инвестиции защищены от нелицензионного использования. Исполнителю в будущем гарантируется доход, основанный на популярности его или ее композиции. Таким образом авторское право на музыкальное произведение представляет собой сложный вид совместной собственности, между автором (и композитором), издательством, звукозаписывающей компанией и другими лицами, участвующими в коммерциализация музыкального произведения.