Международные межправительственные организации.

Международные организации

Современные международные организации могут быть разделены на две основные категории: международные межправительственные организации, называемые «публичными», и международные неправительственные организации (МНПО), являющиеся, так сказать, «частными». Данная статья посвящена первой категории; вторая, охватывающая сотни различных видов организаций, рассматривается в статье, озаглавленной «Участники международных отношений».

Классификация международных межправительственных организаций может проводиться различными способами с учетом существенных различий в их статусе (коммерческие, некоммерческие и т. д.), структуре, задачах, функциях, финансировании, рабочих языках и правилах членства. Однако все они являются межгосударственными организациями, созданными в соответствии с учредительным документом (таким как договор или соглашение), которые наделяют их собственными полномочиями по принятию решений, отличающимися от полномочий их государств-участников, а также определяют их юрисдикцию, устанавливают постоянную организационную структуру и предоставляют средства достижения как общей цели, так и решения конкретных задач в международном масштабе.

Международная межправительственная организация представляет собой юридическое лицо (то есть «корпоративный орган» или корпорацию), и в данном качестве она может заключать соглашения с другими организациями (например, соглашение о штаб-квартире со страной, в которой она расположена), обладать движимым и недвижимым имуществом, защищать свои права и урегулировать споры в суде, а также претендовать на особые привилегии, такие как освобождение от налогов. Эти атрибуты позволяют организации быть самостоятельным актором на международной арене.

Полномочия, предоставляемые международной организации, могут быть более или менее широкими. Международные межправительственные организации выполняют функции сотрудничества и интеграции. Вообще говоря, целью международной организации является скорее сотрудничество, то есть согласование различных политических позиций государств-участников, нежели интеграция, то есть выработка общей политической стратегии, которую бы сама организация определяла и регулировала. Если говорить о методах координации, используемых ими в своей деятельности, то международные организации, в общем случае, принимают соответствующие стандарты и следят за их соблюдением.

Международные межправительственные организации в целом имеют однотипные организационные структуры. Подавляющее большинство из них включают секретариат, генеральную ассамблею и различные советы, комиссии и другие коллегиальные органы, либо заседающие на постоянной основе, либо созывающиеся для решения конкретных вопросов, а также судебные органы, посреднические агентства и, зачастую, региональные отделения.

С исторической точки зрения зарождение международных ассоциаций относится к V и VI векам нашей эры. Только с формированием современных национальных государств, после заключения Вестфальского договора в 1648 году, начинают устраиваться первые дипломатические конференции. Однако концепция межправительственной системы начала действительно развиваться уже после завершения наполеоновских войн.

Венский конгресс 1815 года открыл эпоху многосторонних договоров, которые не только кодифицировали международное право, оговаривали дипломатический статус и отменяли рабство, но также устанавливали первые международные режимы для упорядочивания судоходных путей, а именно Центральную комиссию судоходства по Рейну (1815 г.) и Дунайскую комиссию (1856 г.). К этим международным организациям в скором времени присоединились Международный союз электросвязи (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и Международное бюро Парижского союза по охране промышленной собственности (1884 г.).

В 1907 году Гаагские конференции, объединившие не только европейские страны, но и латиноамериканские республики, провозгласили принципы универсальности и равенства, которые в конечном итоге привели к созданию Лиги Наций. Лига Наций, основанная Версальским договором в 1919 году, стала по своему масштабу поистине универсальным собранием суверенных государств. Однако отсутствие США (несмотря на роль президента Вудро Вильсона в становлении Лиги Наций) наряду с ограниченными средствами и полномочиями новой международной организации, привело к неспособности предотвратить мировой экономический кризис 1929 года и, что более важно, начало Второй мировой войны.

Лидеры союзников в 1944 году на встрече, состоявшейся в Бреттон-Вудсе, Нью-Хэмпшир (США), учредили Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд. В 1945 году они снова встретились в Сан-Франциско и основали Организацию Объединенных Наций (ООН). ООН учредила ряд специализированных органов, а также специальных программ, таких, как Программа развития ООН (ПРООН); программ финансирования, включая Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); региональных и специальных комиссий, таких как Экономическая комиссия для Африки (ЭКА ООН) и Комиссия международного права (КМП); и программных конференций, таких как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1948 году 23 страны подписали Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 1995 году. В настоящее время в ВТО входят более 150 государств-участников, включая Россию, которая вступила в 2012 году после 18 лет переговоров.

В результате стремительных событий на международной арене, особенно связанных с распространением коммунистических идей и подъемом национально-освободительного движения колониальных народов, было создано большое количество международных институтов, чаще всего на региональной или межконтинентальной основе. Некоторые из этих учреждений исчезли после распада СССР и Советского блока; одним из примеров является Организация Варшавского договора, которая была создана в качестве противовеса Организации Североатлантического договора (НАТО). Другие международные межправительственные организаций были созданы в ответ на значительное развитие международной торговли, рост взаимозависимости и необходимость поиска решений проблем, которые национальные правительства не могли решить самостоятельно. Сегодня существует около 400 межправительственных организаций; более 200 из них находятся в Африке с ее 54-мя странами. В период с 1945 года, когда была основана Организация Объединенных Наций, и по настоящее время число государств-участников ООН возросло с 51 до 193.

Поскольку количество международных межправительственных организаций постоянно увеличивается, их роль в эволюции глобальных отношений становится все заметнее. Национальные правительства осознали, что официальное сотрудничество друг с другом может помочь решить проблемы, в том числе внутригосударственные, практически во всех областях, включая мир, экономику, торговлю, оборону, здравоохранение, окружающую среду, права человека, культуру, а также развитие науки и технологий.

Хотя невозможно перечислить все виды международных межправительственных организаций, их можно условно разделить на следующие обобщенные категории:

  • глобальные с общей юрисдикцией; например, Организация Объединенных Наций;
  • глобальные с конкретной юрисдикцией; например, специализированные учреждения ООН, такие как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирная торговая организация (ВТО);
  • континентальные; например, Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ) и Европейский союз (ЕС). Последняя – единственная наднациональная организация подобного типа, продемонстрировала рост своих участников с 6-ти стран в 1957 году, когда она была основана в Риме, до более чем 28-ми в 2018 году, оставаясь открытой для других кандидатов, с которыми ведутся переговоры о вступлении. Данная категория также включает в себя континентальные банки развития, а также экономические комиссии ООН, действующие на каждом континенте;
  • межконтинентальные; например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Содружество наций; Международная организация франкоязычных стран (Франкофония), Организация исламского сотрудничества (ОИК) и Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
  • региональные; например, Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Глобализация мировой экономики, с одной стороны, и рост политической нестабильности и угроз вооруженных конфликтов, с другой стороны, побудили страны искать новые формы международного управления. Каждый день подписываются новые многосторонние соглашения, организуются конференции по вопросам общемировой важности и проводятся мероприятия, выходящие за рамки национальных границ. Международные организации занимают все более видное место на мировой арене, но в то же время ведущие экономические державы, действуя через такие группы, как G7 и G20, которые часто не имеют определенного юридического статуса, начали создавать свои собственные сферы влияния. Не нарушая жизнеспособность межправительственных организаций в целом и не ставя под сомнение целесообразность их деятельности, данное явление показывает, что в будущем международные межправительственные организации, создающие их государства, и другие участники международных отношений, количество которых неуклонно растет, должны наладить более тесное взаимодействие, если они хотят обеспечить устойчивость мирового развития.

Автор: Louis Sabourin, Professor. International Organizations [Электронный ресурс].