Геноцид

Геноцид

Геноцид — это не продиктованное военной необходимостью преднамеренное организованное убийство значительного числа людей, неспособных защитить себя и оказать сопротивление. Геноцид отличается от всех других преступлений своей мотивацией. Его целью является полное или частичное уничтожение населения по его национальному, этническому, расовому, конфессиональному признаку.

Геноцид является самым преступным из всех преступлений, поскольку человеческое существо обречено на уничтожение не в силу личных характеристик, а по причине обладания врожденными физическими и духовными свойствами, принадлежности или связи с определенной группой лиц. Жертве отказано в признании права на жизнь, а в мире нет ничего более ценного чем человеческая жизнь.

Геноцид не происходит внезапно: государствам и обществам требуется определенное время для того, чтобы подготовиться к совершению этого злодеяния. Геноцид всегда организован: в большинстве случаев представителями государства, реже – неформальными путями, например, с помощью военизированных или религиозных организаций. Части, банды, толпы людей, совершающих геноцид, как правило, заранее обучены и вооружены. Массовые убийства могут прикрываться вполне респектабельными лозунгами реформ на благо общества в целях свободы и социальной справедливости. Многие фактические соучастники преступлений могут «не замечать» реальных последствий своих действий, искренне считая себя героями и благодетелями человечества.

Формирование понятия «геноцид» в международном праве.

Первые попытки защитить национальные, расовые, этнические и религиозные группы от преследования можно обнаружить в Вестфальских мирных договорах 1648 года, предоставляющие определенные гарантии религиозным меньшинствам. В последующие столетия были приняты договоры, предусматривающие защиту христианских меньшинств в Османской империи (например, Мирный договор между Россией и Турцией 1829 г.) и франкоязычных католиков в британской Северной Америке (например, Договор о мире и дружбе между Францией и Великобританией 1713 г.).

В XIX веке начинается кодификация и развитие международного гуманитарного права. В первые годы основной акцент делался на защите медицинского персонала и запрещении отдельных видов оружия. Гаагские положения 1907 года ориентируются на комбатантов, но содержат раздел, касающийся обращения с гражданским населением на оккупированных территориях. В частности, статья 46 требует, чтобы власть на оккупированной территории уважала «честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частную собственность, равно как и религиозные убеждения и отправление обрядов веры». Кроме того, преамбула Гаагских положений содержит многообещающую «оговорку Мартенса», согласно которой «население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».

Версальский мирный договор.

Мировой порядок, установившийся после Первой мировой войны, основы которого были заложены Версальским мирным договором 1919 года, продемонстрировал возрастающее значение международной защиты прав человека. Особое значение для исследования геноцида имеют два аспекта послевоенного режима. Во-первых, была признана необходимость особой защиты национальных меньшинств, что подкреплялось рядом двусторонних и многосторонних соглашений, а также односторонних деклараций. Во-вторых, была предпринята попытка учредить международный уголовный суд, что подразумевало, что массовые убийства этнических меньшинств могут повлечь за собой как ответственность государства, так и личную уголовную ответственность исполнителей.

Геноцид армян. Похороны жертв в г. Урфа.

Похороны жертв геноцида армян в г. Урфа.

Совместная декларация держав Антанты.

Злодеяния, совершенные против армянского населения в Османской империи, нашли свое отражение в совместной декларации Франции, Великобритании и России от 24 мая 1915 г., в которой утверждалось, что

Ввиду этих новых преступлений, совершаемых Турцией против человечества и цивилизации, Союзные государства публично заявляют Высокой Порте, что они возлагают личную ответственность за эти преступления на всех членов турецкого правительства, а также на его местных представителей, причастных к этой резне.

Декларация имела исключительное значение с точки зрения международного права, став первым в истории официальном документом, где использовано понятие «преступление против человечности и цивилизации».

Этот документ в дальнейшем стал прецедентом для политико-правовой оценки аналогичных преступлений. Во время Второй мировой войны 30 октября 1943 г. по инициативе СССР была принята декларация «О зверствах, совершенных гитлеровцами», в которой почти дословно повторяются положения и формулировки Совместной декларации держав Антанты.

Преследование лиц виновных в геноциде армян.

Под давлением Союзников турецкие власти задержали и арестовали десятки организаторов массовой резни, многие из которых впоследствии были отпущены из-за противодействия националистов и сопротивления турецкой общественности. В конце мая 1919 г. британцы выслали 67 турецких чиновников на Мальту, но уже к концу 1921 г. по политическим соображениям всех подозреваемых в геноциде освободили, заключив соглашение об обмене военнопленными.

Попытки судебного преследования лиц, ответственных за злодеяния, в национальных военных трибуналах были более успешными. Было доказано, что систематические и организованные акты депортации и истребления армян осуществлялись по прямому приказу турецкого правительства. На основании внутреннего уголовного кодекса несколько министров военного кабинета и лидеров партии Иттихад были признаны виновными «в организации и совершении массовых убийств». Преступники были заочно приговорены к смертной казни или к длительным срокам тюремного заключения.

Севрский мирный договор.

Согласно Севрскому мирному договору, подписанному 10 августа 1920 г., Турция признавала право союзных держать на осуществление судебного преследования «вне независимости от судебного разбирательства в турецком трибунале» (ст. 226) и обязанность передать «всех лиц, обвиняемых в совершении действий, нарушающих законы и обычаи войны». Однако самым значительном нововведением Севрского договора стала статья 230, предусматривающая судебное преследование лиц, «ответственных за массовые убийства, совершенные во время войны на территории, входящей в состав Турецкой империи».

Севрский договор так и не вступил в силу, а заменивший его Лозаннский мирный договор 1923 года объявил амнистию за все преступления, совершенные в период с 1 августа 1914 г. по 20 ноября 1922 г.

Р. Лемкин и происхождение термина «геноцид».

Рафаэль Лемкин

Рафаэль Лемкин (1900-1959) — автор термина «геноцид» и проекта Конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида.

Термин «геноцид» введен в оборот польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным в 1944 г., который для этого использовал греческое слово γένος (род, племя) и латинское слово caedere (убивать). Данный термин он предложил с целью квалификации варварских действий нацистской Германии в отношении народов оккупированной Европы. В своей книге «Правление стран “Оси” в оккупированной Европе», опубликованной в 1944 г., Р. Лемкин определил геноцид следующим образом:

В целом, геноцид не обязательно означает моментальное уничтожение нации… Он, скорее, предполагает координированный план действий, направленный на разрушение основ существования национальных групп с целью искоренения самих этих групп. Составные части такого плана – уничтожение политических и общественных институтов, культуры, языка, национального самосознания, религии, экономических основ существования национальных групп, а также лишение личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самих жизней людей, принадлежащих к этим группам.

«Преступление геноцида» резолюция ООН 96 (I).

Первой попыткой юридического определения геноцида стала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 96 (I) от 11 декабря 1946 г. В Резолюции заявлялось:

Геноцид означает отказ в признании права на существование целых человеческих групп подобно тому, как человекоубийство означает отказ в признании права на жизнь отдельных человеческих существ; такой отказ в признании права на существование оскорбляет человеческую совесть, влечет большие потери для человечества, которое лишается культурных и прочих ценностей, представляемых этими человеческими группами, и противоречит нравственному закону, духу и целям ООН.

Резолюция подтвердила, что «геноцид, с точки зрения международного права, является преступлением, которое осуждает цивилизованным миром». Кроме того, в резолюции содержалось предложение подготовить проект конвенции по вопросу о преступлениях геноцида.

Конвенция о геноциде 1948 года.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Конвенция о геноциде) принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 г. и вступила в силу 12 января 1951 г. Конвенция о геноциде считается первым договором о правах человека, принятым под эгидой ООН. По состоянию на декабрь 2017 г. ее ратифицировали или присоединились к ней 149 государств.

Конвенция объявляет геноцид преступлением по международному праву независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, в ходе международного или немеждународного вооруженного конфликта. Следует отметить, что, осуждая геноцид как преступление, Конвенция «подтвердила» существование международной обычно-правовой нормы.

Действия, составляющие преступление геноцида в соответствии с Конвенцией, были впоследствии включены в Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1954 г., а геноцид был включен в число преступлений против человечности при рассмотрении данной темы Комиссией международного права. Квалификация геноцида в качестве преступления согласно обычному международному праву была также подтверждена Международным Судом в его консультативном заключении об Оговорках к Конвенции о геноциде, где указывается, что «принципы, лежащие в основе Конвенции, являются принципами, которые признаны цивилизованными нациями как обязательные для государств, даже без каких-либо договорных обязательств». Запрет геноцида носит характер императивной нормы международного права (jus cogens), от которой не допускается никаких отступлений.

Ратификация конвенции о геноциде

Ратификация конвенции о геноциде. 14 октября 1950 г.

Статья II Конвенции определяет геноцид как любое из деяний, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:

  1. убийство членов такой группы;
  2. причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  3. предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
  4. меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
  5. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Это особое намерение является уникальным элементом состава преступления геноцида: жертвы выбираются именно потому, что они принадлежат или связаны с определенной группой, а не в силу их индивидуальных характеристик. На практике определить намерения преступника может быть невозможно и при отсутствии признания такое намерение должно быть выведено из презумпции факта в контексте других преступных действий, совершенных в отношении конкретной группы, масштаба злодеяний, исключения лиц, не являющихся членами группы и т. п.

Статья III Конвенция объявляет наказуемым не только сам акт геноцида, но и заговор с целью совершения данного преступления, прямое и публичное подстрекательство к его совершению, покушение на совершение геноцида и – довольно неопределенное понятие – соучастие в геноциде. Кроме того, в статье IV Конвенции прямо говорится, что наказанию подлежит любые лица, совершившие преступление, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, государственными деятелями или частными лицами.

Статья V Конвенции предусматривает, что договаривающиеся стороны (в силу обычно-правового характера преступления – все государства) должны принять необходимые законы по имплементации его положений и, в частности, установить эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида и других преступлений, упомянутых в Конвенции.

В статье VI говорится, что обвиняемые должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено преступное деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда. Однако следует учитывать, что геноцид как наиболее серьезное преступление по общему международному праву подлежит универсальной юрисдикции, подразумевающий, что государства наделяются компетенцией по привлечению к уголовной ответственности и наказанию лиц безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего.

Конвенция о неприменимости срока давности 1968 года.

Истечение срока давности в большинстве национальных правовых систем является основанием для освобождения от уголовной ответственности. Ни в уставах созданных после Второй мировой войны международных трибуналов, ни в Конвенции о геноциде данный вопрос никак не затрагивался, что вызывало серьезную обеспокоенность мирового сообщества. Чтобы преступники не могли «технически» уйти от ответственности, в 1968 г. под эгидой ООН была принята Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Конвенция закрепила в международном праве принцип, согласно которому в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, апартеида и геноцида не существует срока давности. По состоянию на январь 2015 г. Конвенция о неприменимости срока давности насчитывает 55 государств-участников.