Дипломатическая защита

Дипломатическая защита

Дипломатическая защита — это дипломатические меры, применяемые государством для обеспечения защиты прав и интересов своих граждан, нарушенных в результате международно-противоправных деяний другого государства. Такая защита распространяется как на физических, так и на юридических лиц.

Право на дипломатическую защиту, подтвержденное в решениях Постоянной палаты международного правосудия и Международного Суда, является дискреционным: государство по своему усмотрению решает вопрос об оказании защиты в каждом отдельном случае. Дипломатическая защита может осуществляться в любой форме, не запрещенной международным правом.

В настоящее время дипломатическая защита занимает важное место в арсенале инструментов, предназначенных для защиты прав человека. Дополняя договоры по правам человека, она позволяет более эффективным образом защищать права иностранных граждан.

В 2006 году Комиссией международного права были подготовлены Статьи о дипломатической защите, регулирующие вопросы получения и предоставления дипломатической защиты.

Исторический контекст

Институт дипломатической защиты издавна известен международному праву. Принцип, согласно которому государство имеет право защищать своих подданных, находящихся за границей, был сформулирован швейцарским юристом Эмером де Ваттелем. В его трактате Закон о нациях говорится: «Всякий, кто обижает отдельного гражданина, наносит прямое оскорбление государству. Суверен обязан отомстить за нанесенное его подданному оскорбление». Поскольку подобная защита могла осуществляться в любой форме, западные державы часто злоупотребляли этим правом, используя его в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела менее могущественных стран, не отказываясь в том числе от применения силы. В результате, концепция дипломатической защиты заслужила дурную репутацию, особенно среди колониальных стран. В частности, в Латинской Америке была разработана Доктрина Кальво, которая предусматривала, что иностранцы в договорном порядке должны отказываться от дипломатической защиты со стороны своих государств.

В настоящее время дипломатическая защита признается в качестве международного правового обычая как международными судами и трибуналами, так и специалистами-международниками. После Второй мировой войны и введения запрета на применение силы в международных отношениях дипломатическая защита приняла другие формы, такие как судебные разбирательства или экономические санкции. Сегодня не только богатые государства, но и развивающиеся страны все активнее задействуют этот старейший механизм международного права для защиты своих граждан за границей.

Правовые основы и цель дипломатической защиты.

Традиционно дипломатическая защита рассматривалась как защита права государства, а не отдельного лица, которое было нарушено в соответствии с международным правом. Ущерб иностранцу считался косвенным ущербом его родной стране, и при рассмотрении его дела государство рассматривается как отстаивающее свои собственные права. Подобного подхода придерживалась и Постоянная палата международного правосудия в деле Палестинские концессии Мавромматиса 1924 года, когда заявляла, что «беря на себя дело одного из своих граждан и используя дипломатическую защиту или международный судебный процесс от его имени, государство на самом деле отстаивает свои собственные права – свое право обеспечивать через личность своих граждан уважение норм международного права».

В последние годы ситуация изменилась кардинальным образом. Были приняты универсальные договоры, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также европейские, американские и африканские региональные договоры о правах человека, защищающие отдельных лиц от их собственного правительства, а за границей – от иностранных правительств. В подобных обстоятельствах можно утверждать, что в настоящее время индивид является субъектом международного права, способным защищать свои права на международном уровне. Возникает даже предположение о том, что необходимость в дипломатической защите со стороны национального государства отпала.

Однако, подобная точка зрения не учитывает тот факт, что, хотя лицо, которому за границей был причинен вред, имеет много прав в соответствии с международным правом, но имеет мало правовых средств по их обеспечению. Международные конвенции по правам человека не предоставляют эффективных механизмов правовой защиты такому человеку. Иностранцы, за исключением вмешательства своего государства, располагают весьма ограниченными средствами собственной правовой защиты. Таким образом, дипломатическая защита по-прежнему остается наиболее эффективным инструментом обеспечения возмещения ущерба, причиненного зарубежном.

Условия оказания дипломатической защиты.

Международное обычное право признает существование определенных условий, без соблюдения которых государство не вправе отстаивать интересы своего гражданина.

Вред причинен международно-противоправным деянием государства.

Должно быть достоверно установлено, что вред причинен в результате международно-противоправного действия или бездействия, совершенного самим государством – его исполнительной, законодательной или судебной властью, или его агентами, но не частными лицами. «Международно-противоправное деяние» подразумевает нарушение государством своих обязанностей по международному праву. Такое, например, происходит, когда поведение государства-ответчика не соответствует «международному минимальному стандарту» обращения с иностранцами и их имуществом, который в основном соответствует положениям международных договоров по правам человека. Это означает, что иностранцы не должны подвергаться дискриминации по признаку расы, подвергаться пыткам или бесчеловечному и унижающему достоинство обращению или наказанию, или быть лишены права на справедливое судебное разбирательство.

Непрерывное гражданство физического лица.

Государство вправе осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица, являвшегося гражданином этого государства непрерывно с даты причинения вреда по дату официального предъявления требования. Кто именно является гражданином, каждое государство определяет в соответствии с собственным законодательством. Лица, имеющие двойное или множественное гражданство, могут получить защиту со стороны любого государства гражданства против государства, гражданами которого они не являются.

В принципе, требование о наличии гражданства в качестве необходимого условия отличает дипломатическую защиту от других форм защиты прав человека.

Исчерпание внутренних средств правовой защиты.

Государство не может предъявлять международное требование в связи с причинением вреда лицу, имеющему его гражданство, до того, как лицо, которому причинен вред исчерпает все внутренние средства правовой защиты. Исключение составляют случаи, когда очевидно, что использование местного права будет безрезультатным или окажется неоправданно затруднительным.

Исчерпание местных средств правовой защиты, как правило, означает, что потерпевший, прежде чем обращаться с ходатайством к государству гражданства, должен пройти через все уровни судебной системы принимающего государства, включая суды высшей инстанции. Приведенное правило призвано обеспечить уважение местного правопорядка и воспрепятствовать созданию привилегированного режима для иностранцев.

Средства дипломатической защиты.

Предоставление дипломатической защиты потерпевшему гражданину является правом, но не обязанностью государства. Это означает, что государство должно принять политическое решение о том, использовать ли свои дискреционные полномочия по дипломатической защите. Принимая решение, государство будет руководствоваться такими факторами, как политические и экономические отношения с государством-ответчиком, серьезность причинения вреда гражданину, репутация системы правосудия государства-ответчика, а также уровень поддержки потерпевшего гражданина в государстве-истце.

Дипломатические меры, посредством которых осуществляется дипломатическая защита могут включать переговоры, протесты, посредничество, запросы на расследование, ответные меры, разрыв дипломатических отношений, контрмеры и экономическое давление. Хотя ст. 51 Устав ООН не признает законность применения силы для защиты граждан за рубежом, некоторые страны, такие как США и Израиль, обосновывают проводимые военные операции подобными мотивами. Дипломатические меры не включают демарши или другие дипломатические действия, которые не связаны с привлечением к юридической ответственности другого государства. Также к ним не относится консульская помощь.