Что такое международное экологическое право?

Международное право - международное экологическое право

Понятие международного экологического права.

Международное экологическое право – это стандарты, установленные государствами для рационального использования природных ресурсов и сохранения качества окружающей среды благоприятного для жизни человека. Понятия «природные ресурсы» и «окружающая среда» применяются в самом широком значении, включающим в себя воздушные и водные бассейны, леса, болота, флора и фауна, сельское хозяйство и землепользование, переработка вредных отходов и т. д.

Международное экологическое право является отраслью международного права, устанавливающей взаимные права и обязанности государств и других субъектов международных отношений, направленные на регулирование взаимоотношений в сфере взаимодействия с окружающей природной средой. Предметом регулирования международного экологического права являются отношения, прямо или косвенно связанные с природной средой. Отрасль международного экологического права включает в себя не только нормативные правила, но также механизмы их реализации и судебные решения, интерпретирующие эти нормы.

Различия между национальным и международным правом.

Чтобы понять сущность международного экологического права, сначала необходимо знать в чем состоит различие между национальным (внутригосударственным) и международным правом. Национальное право – это законодательство, принятое правительством отдельной страны, регулирующее отношения внутри страны, на ее территории. Примером национального права являются федеральной и муниципальные законы, указы президента, постановления правительства. Подзаконные правовые акты органов исполнительной власти также попадают в эту категорию.

Несмотря на то, что национальные законы принимаются отдельной страной, они могут иметь последствия международного характера. Иностранный производитель, неисправная продукция которого наносит ущерб жителю другого государства, может быть привлечен к ответственности за убытки, полученные в результате недоброкачественного изготовления, в соответствии с национальным законодательством. Хотя эти законы затрагивают международную деятельность и межгосударственные отношения, они, как правило, не относятся к сфере международного права. Скорее, их следует рассматривать как пример экстерриториального применения национального законодательства.

С другой стороны, международное право является совокупностью соглашений между различными государствами и народами, определяющие их взаимные права и обязанности. Соглашения или договоры между различными странами, как правило, носит название международное публичное право. Совокупность международных норм и обычаев, регулирующие отношения между частными сторонами (организациями или гражданами), имеющие международный характер, называется международное частное право. Поскольку областью применения международного экологического права является отношения и взаимодействия государств, оно признается частью международного публичного права.

Различие между жестким и мягким международным правом.

Часто проводят различие между жестким и мягким международным правом. Нормы жесткого международного права, как правило, относится к соглашениям или принципам, предписывающим непосредственное исполнение утвержденных правовых положений национальными или международными организациями. Нормы мягкого международного права, противопоставляющийся жесткому, относится к соглашениям или принципам, которые призваны влиять на страны, заставляя их соблюдать конкретные нормы или включить в их свое национальное законодательство. Нормы мягкого международного права сами по себе не обладают юридически обязательной силой. Скорее, они носят рекомендательный характер, формируя стандарты, к которым должны стремиться все государства.

Подобные параллели нетрудно найти на уровне национального законодательства. Часто официальное должностное лицо или государственный орган обращаются к народу с программой, провозглашающей новый государственный курс или изменения приоритетов в национальной политике. В этом обращении часто дают обещание разработать и реализовать этот новый курс или политические изменение через введение в действие конкретных правовых механизмов. В то время как само обращение не подлежит непосредственному исполнению органами власть, тем не менее, оно имеет сильное влияние на дальнейшую разработку и реализацию конкретных правовых норм.

Международное частное право в большинстве случаев имеет дело с деловыми сделками между гражданами или фирмами из разных стран. Так как большинство из этих норм, регулирующих частные отношения, имеют исковую силу в судах соответствующих стран, эти нормы обычно рассматриваются как пример жесткого международного права. Большинство же международных экологических правил содержат общие принципы, согласованные государствами между собой на международном уровне. Хотя эти соглашения и принципы иногда имеют обязательный характер, предписывающий государствам принять те или иные национальные правовые акты, при нарушении взятых обязательств обычно невозможно добиться их исполнения в принудительном порядке через решение суда.

Статус мягкого международного экологического права, как и основной части международного права, является результатом невозможности прямого влияния на деятельность субъектов иностранного государства, обусловленным принципами государственного суверенитета. Государства с неохотой позволяют вести надзор и проводить инспекции на своей территории, над деятельностью его граждан внешним международным контролирующим организациям. Даже когда государства присоединяются к международным соглашениям, многими из них добавляются оговорки, позволяющие в дальнейшем отказаться от ответственности (либо, как минимум, снизить размеры) при недолжном соблюдении. Это затрудняет реализацию норм международного права, ослабляя общую эффективность международных соглашений.

Формы реализации и принуждения в международном экологическом праве.

При возникновении споров по делам, относящимся к сфере международного экологического права, они могут быть разрешены в судебном порядке, например: в национальных судах, Международном суде или международных арбитражных комиссиях. Однако, этим судебным органам требуется, чтобы участвующие в споре стороны дали согласие добровольно подчиниться юрисдикция суда или комиссии. Кроме того, даже когда стороны выразят согласие на юрисдикцию суда по решению спорного международного экологического вопроса, приходится опираться на сотрудничество с национальными правительствами для последующей реализации принятого постановления. По причинам экономического и политического характера, правительства часто отказываются от такого сотрудничества.

Существует небольшое количество экологических соглашений, которые дают права международным организациям на непосредственное введение торговых санкций (например, Монреальский протокол, по веществам, разрушающим озоновый слой) или уполномочивают государства, участвующие в соглашении, ввести торговые санкции против нарушающих сторон (например, Международная конвенция о регулировании китобойного промысла). Например, в ответ на нарушение Японией моратория на китобойный промысел международной китобойной комиссии, США пригрозили ограничить японским судам рыболовный промысел в своих территориальных водах. Чтобы избежать санкций, Япония была вынуждена присоединиться к мораторию.

Санкции, предусмотренные Монреальским протоколом и Международной комиссией по китобойному промыслу, для введения в действие должны пройти сложную процедуру. В целом не существует определенного международного органа, уполномоченного на прямую применять нормы международного экологического права. Задача непосредственного исполнения передается в ведение государств, чьи правительства подписали договор и приняли обязательства по реализации конкретного соглашения. Иногда национальное законодательство принимается идентично международному соглашению.

Международное экологическое право имеет общий характер и национальные правительства должны самостоятельно разработать и реализовать конкретные законы. Например, в 1989 году была подписана Международная конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении в г. Базель, Швейцария. Эта конвенция запрещает экспорт опасных отходов в страны, которые не имеют «адекватные средства, чтобы избавиться от них». Согласно условиям конвенции, подписавшиеся государства должны самостоятельно разработать более детальные национальные законы для реализации на практике взятых на себя обязательств.

Международные организации, как правило, не отвечают за непосредственную реализацию и контроль соблюдения международного экологического права, но несмотря на это, они часто играют важную роль по мониторингу, сбору и анализу информации о состоянии окружающей среды. Например, с целью реализации всемирного соглашения, достигнутого на саммите по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро, ООН был создан новый международный орган – Комиссия по устойчивому развитию (КУР). КУР собирается на ежегодной сессии в ООН в Нью-Йорке, чтобы рассмотреть осуществление и установить приоритеты Повестки дня XXI века – программного плана, направленного на устойчивое развитие человечества в XXI веке. Рассмотрение воплощения положений большинства международных соглашений, таких как Конвенция о биологическом разнообразии и Рамочная Конвенция об изменении климата, ведется в ходе работы ежегодной или двухгодичной Конференции Сторон (КС). Эти КС не имеют полномочий на введение принудительных мер против правительств государств либо частных лица. Они помогают контролировать соблюдение положений, требуя от стран-участников, предоставления ежегодных отчетов. В ходе заседаний и публикаций материалов КС анализируются национальные отчеты и обсуждаются вопросы, связанные с реализацией соглашения.

В последние два десятилетия все более широкое применение для стимулирования соблюдение международного экологического права находят как экономические преференции, так и торговые санкции. Например, Монреальским протоколом, Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и Конвенцией о биологическом разнообразии предусматриваются введение экономических стимулов, таких как оказание технической помощи, передача технологий и денежных средств на развитие национальных программ по мониторингу и защите окружающей среды. Эта помощь, обладающая особой ценностью в продвижении участия и дальнейшего вовлечения развивающихся стран, являются результатом договора в Рио-де-Жанейро между северными (развитыми) и южными (развивающимися) странами. Глобальный Экологический фонд (ГЭФ) – новая независимая международная организация, также предоставляет фонды для финансирования проектов, направленных на обучение специалистов и закупку специального оборудование, связанных защитой окружающей среды. В некоторых недавно принятых международных экологических соглашениях, таких как Конвенция по биологическому разнообразию, ГЭФ уже назначается в качестве основного механизма финансирования.