Аннексия

Аннексия

Аннексия — это насильственное присвоение одним государством части или всей территории другого государства. Аннексия предполагает эффективную оккупацию рассматриваемой территории с явным намерением присвоить ее на постоянной основе (corpus et animus).

Аннексию следует отличать от:

  • приобретения «ничейной земли» (terra nullius) посредством эффективной оккупации, сопровождаемой намерением присвоить территорию;
  • цессии — мирной передачи территории одного государства другому в результате заключенного между ними договора;
  • адъюдикации — передачи части территории одного государства другому на основании решения судебного или арбитражного органа;
  • приобретения права собственности на территорию в силу давности, т. е. легитимации длительного, фактического, мирного владения определенной территорией;
  • аккреции — естественного приращения территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками.

В соответствии с действующим международным правом, аннексия более не является юридически допустимым способом приобретения территории, поскольку она нарушает принцип неприменении силы или угрозы силой в международных отношениях.

Историческое развитие международно-правовых норм.

Аннексии в классическом международном праве.

Классическое международное право не запрещало государствам вести военные действия. Аннексия территории другого государства путем одностороннего заявления или вступления в силу мирного договора считалась юридически действительным способом приобретения территории при условии соблюдения ряда условий.

В случае односторонней аннексий во время или после состояния войны завоевание рассматриваемой территории должно быть окончательным, а ситуация необратимой. Таким образом, до прекращения военных действий и заключения мирного договора сам по себе факт завоевания не считался достаточным правовым основанием для передачи территориального суверенитета. Государств-завоеватель могло пользоваться только правами оккупирующей державы, предоставляемых ему в соответствии с правом войны.

Аннексии территории другого государства без договорного соглашения, если ей не предшествовали военные действия, считалась неправомерной, даже несмотря на то, что соответствующая территория могла уже находиться под твердо установленным контролем аннексирующего государства. Таким образом, аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгерской империей в 1908 году была юридически недействительной, хотя под управление Австро-Венгрии данная территория была передана еще Берлинским конгрессом 1878 г.

Большинство мирных договоров, заключенных до и, в частности, в конце Первой мировой войны, предусматривали передачу территории побежденных государств либо государствам-победителям, либо вновь образованным государствам. Хотя такие договоры неизбежно включали элемент принуждения, они признавались юридически действительными.

Аннексии после вступления в силу Устава Лиги Наций.

Первым серьезным вызовом легитимности аннексий стал Устав Лиги Наций (1920 г.), в котором в ст. 10 прямо гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость государств, а в ст. 12–16 ограничивалось право развязывать войны.

Следующим важным шагом стало вступление в силу пакта Келлога-Бриана (1928 г.), который запрещал войну как средство достижения политических целей.

Исходя из таких правовых изменений, агрессивные войны все чаще стали считаться неправомерными, а приобретение территории в результате подобного неправомерного обращения к силе также стало рассматриваться как нелегитимное и недействительное в соответствии с международным правом.

Аннексии после вступления в силу Устава ООН.

Вступивший в силу в 1945 г. Устав ООН закрепил в международном праве общий запрет на аннексию. Пункты 3 и 4 ст. 2 Устава обязывают государства-члены разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, а также воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимость любого государства.

Таким образом, не только война, но и применение силы в любой форме стало рассматриваться в качестве международно-противоправного деяния, из которого не могут быть получены какие-либо права. Соответственно, никакая аннексия не может быть законной.

Государства юридически обязаны не признавать территориальные изменения, совершаемые путем аннексии. Более того, даже аннексия всей территории государства автоматически не приводит к исчезновению данного государства как субъекта международного права, несмотря на то что оно более не способно осуществлять суверенный и эффективный контроль над своей территорией.

Современное правовое положение.

Принцип незаконности аннексий неоднократно подтверждался в различных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Еще в 1967 году в резолюции 242 (1967) Совета Безопасности подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны».

В Декларации о дружественных отношениях 1970 г. в рамках принципа, запрещающего применение силы, провозглашается, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными».

Это также подтверждается п. 3 ст. 5 Резолюция 3314 (XXIX) 1974 г. Генеральной Ассамблеи ООН об определении агрессии, в которой говорится, что «никакое территориальное приобретение, полученное в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными».

На региональном уровне Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. признает в своих принципах I – IV суверенное равенство всех государств, обязательство государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а также неприкосновенность границ и территориальной целостности государств и, тем самым, исключает аннексию из законных средств приобретения территории.

Обязанность третьих государств не признавать законными любые территориальные изменения, обусловленные аннексией, может быть основана на положении п. 2 ст. 41 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния Комиссии международного права. Согласно данному Проекту статей государства не должны признавать правомерной ситуацию, сложившуюся в результате серьезного нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.

Аннексии в современном мире.

Аннексия Тибета.

После военного вторжения в Тибет в 1950 г. и разгрома малочисленной тибетской армии КНР навязала тибетскому правительству договор, в соответствии с которым Тибет был объявлен частью Китая, хотя и получил право широкой автономии.

Отдельными авторами присоединение Тибета к Китаю рассматривается в качестве незаконной аннексии, тем не менее Китай неизменно заявляет, что Тибет всегда был неотъемлемой частью Китая и никогда не был независимой территорией. Эта ситуация отражает тот факт, что статус Тибета был всегда достаточно противоречивым.

Несмотря на вопрос о совместимости с международным правом акта инкорпорации 1951 г., якобы являющегося актом аннексии, вопрос о том, составляют ли данный акт и последующее осуществление суверенитета Китаем над Тибетом нарушение права тибетского народа на самоопределение, остается открытым. Данная проблема в основном решается правительствами западных государств и рядом неправительственных организаций, но не стала предметом какой-либо резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с момента принятия Резолюции 2079 (XX) 1965 г. Китайское правительство всегда утверждало, что принцип самоопределения не применим к Тибету, поскольку он никогда не находился в колониальной зависимости.

Аннексия Иерусалима и Голанских высот.

В соответствии с Планом раздела ООН 1947 г. Иерусалим должен был стать международным городом. Он не должен был быть включен ни в состав предлагаемых еврейских, ни арабских государств. Во время Арабо-израильской войны 1948 г. западная часть Иерусалима была захвачена Израилем, а Восточный Иерусалим (включая Старый город) был захвачен Иорданией. Война закончилась подписанием соглашений о перемирии в 1949 г.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль захватил Восточный Иерусалим, получив таким образом контроль над всей территорией города, после чего объявил о своем суверенитете над объединенным Иерусалимом.

Меры, предпринятые Израилем, были отвергнуты международным сообществом как незаконные акты аннексии, неспособные изменить статус города в соответствии с международным правом. Это ясно из соответствующих резолюций, принятых как Генеральной Ассамблеей (см., например, Резолюции 2253 [ES-V] и 2254 [ES-V] 1967 г.), так и Советом Безопасности (см., в частности, Резолюцию 252 1968 г.). Данная позиция последовательно подтверждается в последующих резолюциях.

Что касается аннексии Голанских высот Израилем, осуществляемой в силу его Закона о Голанских высотах от 14 декабря 1981 г., Совет Безопасности в своей Резолюции 497 (1981 г.) постановил, что «решение Израиля установить свои законы, юрисдикцию и управление на оккупированных сирийских Голанских высотах является недействительным и не имеет международной юридической силы» (Резолюция СБ ООН 497 1981 г.). Аналогичная точка зрения была высказана Генеральной Ассамблеей в ее Резолюции ES-9/1 1982 г.

Тем не менее, 6 декабря 2017 г. президент США Д. Трамп официально признал Иерусалим столицей Израиля.

Аннексия Крыма.

Украинская революция 2014 года, инициированная движением Евромайдана в столице Украины Киеве, имела значительные последствия в Крыму. Власти полуострова, населенного преимущественно этническим русским, всегда решительно поддерживали пророссийскую политику тогдашнего президента В. Януковича. Изгнание его режима и его замена прозападным временным правительством, намеревавшегося существенно огранить использование русского языка, породило сепаратистские требования в Крыму.

17 марта 2014 года, после референдума, украинская Автономная Республика Крым объявила о своей независимости и подала заявку на воссоединение с РФ. Заявка Крыма приветствовались Россией и на следующий день президент В. Путин и представители Крыма подписали соглашение о присоединении, в котором Республика Крым была официально объявлена федеративным субъектом РФ.

Согласно позиции Украины, односторонний выход Крыма из состава Украины является нарушением принципа территориальной целостности. Конституция Украины не предусматривает права сецессии, соответственно выход Автономной Республики Крым из состава Украины противоречит Основному закону Украины. Согласно ему «исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины». Таким образом, поскольку вопросы изменения украинского территориального статус-кво могут быть решены только референдумом на национальном уровне, Крым не был уполномочен организовывать и проводить местный референдум о своем отделении от Украины.

Крымские и российские власти, аргументируя свою позицию, ссылаются на действующее международное право и, в частности, на право на отделение, вытекающее из права народов на самоопределение.

Аналогичной позиции придерживается и Международный суд, который в своем Консультативном заключении о соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово признал, что декларация независимости Косово не нарушает международного права. Данное решение встретило широкое одобрение международного сообщества и в первую очередь таких стран, как США и Великобритания.

Что касается принципа территориальной целостности, закрепленного во многих документах международного права, в том числе в ст. 2 Устава ООН, то Международный суд в указанном Консультативном заключении пришел к выводу, что «принцип территориальной целостности ограничен сферой отношений между государствами».

Таким образом, территориальная целостность одного государства может быть нарушена только другим государством. Поскольку отделение по определению преследуется субъектами, которые (пока) не являются государствами, но стремятся ими стать, односторонние действия, направленные на отделение, не противоречат принципу территориальной целостности.

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 68/262 о территориальной целостности Украины. В резолюции заявляется о незаконности проведенного 16 марта 2014 года в Крыму референдума и содержится призыв ко всем государствам и международным организациям не признавать изменения статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя.