Вопреки распространенному в западной правовой науке мнению, обычно приписывающей голландскому юристу XVI-XVII века Гуго Гроцию (1583-1645) славу «отца международного права», исламская правовая наука вручает это звание Мухаммаду аш-Шайбани, который почти за восемь веков до Гуго Гроция работал над компиляцией и кодификацией норм исламского международного права в рамках специализированной области исламского права, называемой ас-Сийар, регулирующей законы войны и мира в соответствии с шариатом. Изучая некоторые из работ аш-Шайбани по этой теме, австрийский дипломат и востоковед XVIII-XIX века Йозеф фон Гаммер-Пургшталь в 1827 год характеризовал его как мусульманского Гуго Гроция. В своих последних трудах Кристофер Вирамантри, юрист из Шри-Ланки и заместитель председателя Международного суда, рассматривает аш-Шайбани как автора наиболее подробного раннего трактата, посвященного вопросам международного права, делая предположение, что аш-Шайбани может считаться предшественником современного международного права и что работа Гуго Гроция «по международному праву возможно написана под влиянием ранних исламских учений, в том числе произведений аш-Шайбани». Таким образом, аш-Шайбани вполне заслуженно претендует на роль «прародителя международного права». В свое время, в VIII-IX веке он был видным знатоком мусульманского права, внесшим огромный вклад в систематизацию норм международного права с точки зрения исламского права. Его труды оказывают существенное влияние на исламскую правовую науку и философию в области международного права и по настоящее время. Более того, его юридические работы продолжают выступать в качестве главного руководства по судебной практике школы Ханифы и лежат в основе важнейших сочинений по правовым вопросам школы Малика – двух школ, за которыми в наши дни следует большая часть мусульманского мира.

Жизнь и обучение.

Его полное имя Абу Абдуллах Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани. Он родился между 749 и 750 годом н. э. в военном и торговом городе средневекового Ирака Васите, основанного омейядским губернатором в Ираке Аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи в 702 г. н.э. в качестве военной базы и административного центра между городами Басра и Куфа. Его отец, бывший солдат, к концу династии Омейядов переехал из своего родного г. Дамаска в Ирак и обосновался в г. Васите. Аш-Шайбани, вырос в Куфе, где он сначала учился под руководством основателя и эпонима одной из четырех суннитских правоведческих школ мусульманского права имама Абу Ханифа ан-Нумана. После смерти ан-Нумана, аш-Шайбани продолжил обучение под наставничеством его старшего ученика Абу Юсуфа, а также посещал учебные кружки других ведущих законоведов своего времени, читавших лекции в г. Куфе. Он и Абу Юсуфа являются признанными авторитетами в развитии ханафитской школы исламского права. Позднее аш-Шайбани переезжает в Хиджаз, где в течении трех лет слушает лекции имама Малика ибн Анаса – основателя и эпонима маликитской школы исламского права.

Мухаммад аш-Шайбани уже в возрасте 20 лет начинает преподавать исламское право в г. Куфе, а одним из его учеников был Мухаммад аш-Шафии – эпоним из шафиитской школы исламского права. Впоследствии аш-Шайбани был назначен судьей в одной из иракских провинций Аббасидского халифа Харуна ар-Рашида, и часто консультировал халифа по различным государственным вопросам, в том числе касающихся международного права. Изучая и тесно общаясь с ведущими учеными и законоведами своего времени, аш-Шайбани получил превосходную практику в правовых дисциплинах. Он овладел традиционными и рационалистическими подходами к исламскому праву, преобладавшими в свое время, являясь последователем учений как имама Абу Ханифа, так и имама Малика.

Учение и вклад в международное право.

Подобно другим аспектам исламского права, правила ас-Сийар вытекают из Корана, религиозной практики Пророка (Сунны), а также соответствующих практик самых ранних мусульманских халифов, так что Мухаммад аш-Шайбани не был ни основателем, ни первым исламским правоведом в сфере исламского международного права. В то время как его учитель Абу Ханифа считается первым ученым, написавшим самостоятельные сочинения по данному вопросу, аш-Шайбани получил признание как самый плодотворный законовед своего времени, систематически работавший в этом направлении. В своих сочинениях он часто ссылается на мнения своего учителя Абу Ханифа и его старшего ученика Абу Юсуфа. Профессор Маджид Хаддури в своей книге «Исламское право народов» отмечает, что аш-Шайбани внес неоценим вклад в правовую науку, «потому что он был первым, кто собрал все материалы, имеющие отношение к данному вопросу, проведя самое подробное и тщательное их изучение».

Китаб ас-сийар аль-кябир

Китаб ас-сийар аль-кябир

Он написал множество книг, посвященных различным аспектам исламского правоведения, во многих из которых поднимал вопросы, касающиеся международного права, таких, как Китаб аль-асль (Основная книга [правоведения]) другое ее название аль-Мабсут (Подробное изложение), Китаб аль-джами ас-сагыр (Малый сборник [по правоведению]), и Китаб аль-джами аль-кябир (Большой сборник [по правоведению]). Он посвятил две книги исключительно теме военного права; а именно, Китаб ас-сийар ас-сагыр (Малая книга по военному праву) и Китаб ас-сийар аль-кябир (Большая книга по военному праву). Оба сочинения были написаны в VIII веке. Последняя из них, написанная как ответ на критические замечания другого известного законоведа ас-Сийар того времени Абд ар-Рахмана ал-Аузаи, поистине считается magnum opus аш-Шайбани на эту тему.

В работе над ас-Сийар Мухаммад аль-Шейбани главным образом занимается схематизацией и кодификацией правил, регулирующих вопросы войны и мира, которых должен придерживаться мусульманский мир (Дар аль-ислам) в отношениях с немусульманским миром (Дар аль-харб), тем не менее в ней также содержатся правила, касающиеся многих проблем современного международного права, таких как право договоров, территориальная юрисдикция, основания, виды и правила ведения военных действий, мирные отношения, дипломатические отношений, а также право нейтралитета. Например, он указывал в своих трудах, что могут быть постоянные договорные отношения между мусульманским и немусульманскими государствами и что во время войны не должны поощряться вероломство, незаконные грабежи, издевательств над мертвыми и убийства детей. В недавней статье об истории международного права профессором права Рэндаллом Лессафром в частности отмечается: «должны быть объективно изучены труды предшественников Гроция и Вестфалии, если мы когда-нибудь захотим понять историю формирования права народов» и «белым пятном на исторической карте международного права остается вопрос о том, что служило источником вдохновения» для Гуго Гроция. Не существует никаких сомнений в том, что сочинения Мухаммада аль-Шейбани и особенно его труды по ас-Сийар должны стать частью этого исследования для подтверждения огромного вклада ученого в формирование международного права, действовавшего около восемь веков до того, как Гуго Гроций издал свои работы.

Источник: The Oxford Handbook of the History of International Law.