Морское право – право мирного прохода.

Право мирного прохода - международное право.

Право иностранных частных и коммерческих судов (в отличие от военных) на беспрепятственный проход через территориальное море, несмотря на суверенитет прибрежного государства – давно принятый принцип обычного международного права. Однако, основания применения концепции недостаточно четкие и открыты для неоднозначной интерпретации, особенно по отношению к условию, что проход должен быть «мирным». Статья 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года содержит следующее положение: «суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море».

Формулировка данного принцип была разработана в статье 14 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, в которой подчеркивалось, что прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу и должны объявлять во всеобщее сведение о всех известных опасностях для судоходства в его территориальном море. Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью или пересечь это море, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но только поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Прибрежное государство не может вводить сборы за такой проход, если они не взимаются за конкретные услуги, а суда при прохождении обязаны соблюдать правила прибрежного государства, касающиеся, например, навигации, насколько они согласуются с международным правом.

Проход перестает быть мирным в соответствии со статьей 14 (4) Женевской конвенции 1958 года, если он «нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства», а в случае иностранных рыболовных судов – при несоблюдении соответствующих законов и правил, изданных и опубликованных прибрежным государством с целью запрещения этим судам заниматься рыболовством в территориальном море. Кроме того, подводные лодки должны следовать на поверхности и под своим флагом.

Если проход не является мирным, прибрежное государство в своем территориальном море может принимать необходимые для его недопущения меры. Если суда идут к внутренним водам, прибрежное государство может действовать превентивно, пресекая нарушение тех условий, на которых эти суда допускаются в эти воды.

Прибрежные государства из соображений безопасности при необходимости имеют право временно приостановить мирный проход иностранных судов с предварительным опубликованием сообщения об этом, однако мирный проход через проливы, служащие международному судоходству, приостанавливать не допускается.

Понятие мирного прохода, содержащейся в статье 14 (4) Конвенции 1958, получило развитие в статье 19 (2) Конвенции 1982 года, где представлены примеры нарушающих мир проходов, такие как: угроза силы или ее применения; маневры с оружием; шпионаж; пропаганда; нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил; преднамеренное и серьезное загрязнение; рыбный промысел; исследовательская или гидрографическая деятельность и создание помех для прибрежных коммуникаций или других объектов. Кроме того, к ним относится «любая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу», что допускает весьма широкое толкование. Таким образом, бремя доказывания при рассмотрении дел, связанных с мирным проходом, перекладывается с прибрежного государства на другую сторону, но отчасти усложняется установление факта нарушения. В соответствии со статьей 24 Конвенции 1982 года, прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов, устанавливая требования к ним, которые на практике сводятся к лишению их права мирного прохода или нарушению этого права, или допускать дискриминацию. В статья 17 Женевской конвенции о территориальном море 1958 обуславливается, что иностранные суда, осуществляя право мирного прохода, должны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством и нормы международного права, в частности, относящиеся к транспорту и судоходству.
Эти положения уточняются в статье 21 (1) Конвенции 1982 года, в котором прямо закрепляется, что прибрежное государство может принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода через территориальное море в отношении:

  1. безопасности судоходства и регулирования движения судов;
  2. защиты навигационных средств и оборудования, а также других сооружений или установок;
  3. защиты кабелей и трубопроводов;
  4. сохранения живых ресурсов моря;
  5. предотвращения нарушения рыболовных законов и правил прибрежного государства;
  6. сохранения окружающей среды прибрежного государства и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем ее загрязнения;
  7. морских научных исследований и гидрографических съемок;
  8. предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил прибрежного государства.

Неподчинение этим законам и правилам позволяет привлечь виновника к ответственности, но режим мирного прохождения не нарушается, если не будут осуществляться указанные в статьи 19 виды деятельности.

Одним из самых противоречивых вопросов, вокруг которого периодически кипели споры: является ли прохождение военных кораблей в мирное время мирным или нет. Вопрос еще больше осложняется умалчиванием данной проблемы в статье Конвенции 1958 года о территориальном море и в свете дискуссии развернувшейся в серии публикаций под заголовком «Правила, применимые для всех судов». Такое положение дало повод некоторым юристам сделать предположение что, положения конвенции в равной степени относятся и к военным кораблям, но другие специалисты утверждают, что столь важный вопрос не может быть решен исключительно путем логических заключений и суждений по аналогии, особенно в виду наличия со стороны многих государств оговорок к конвенции, отвергающих принцип мирного прохода для военных кораблей, и с учетом замечаний, содержащихся в комментариях к ряду подготовительных материалов к Женевской конвенции 1958 года.

Эта проблема в первую очередь беспокоила имеющих превосходство в военно-морском флоте западных государств, которые исторически отстаивали право мирного прохода для военных кораблей, в отличии от развивающихся стран и СССР. Тем не менее, с ростом мощи военно-морского флота последних отношение к данному вопросу претерпевает изменение.

В 1989 году СССР и США совместно выступили с «Единым толкованием норм международного права, регулирующих мирный проход», в котором подтверждается справедливость соответствующих норм международного права, содержащихся в Конвенции 1982 года, и в пункте 2 приводится следующее:

Все суда, включая военные корабли, вне зависимости от груза, вооружения или типа двигательной установки, в соответствии с международным правом пользуются правом мирного прохода через территориальное море, для которого не требуется ни предварительного уведомления, ни разрешения.

В заявлении отмечается, что судно, проходящее через территориальное море и не осуществляющее ни один из видов деятельности, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 19 (2), осуществляет мирный проход. Во время мирного прохода суда должны соблюдают законы и правила прибрежного государства, принятые в соответствии со статьями 21, 22, 23 и 25 Конвенции 1982 года, при условии, что такие законы и правила не сводятся на практике к лишению или нарушению осуществления права мирного прохода.

Это важное заявление подтверждает мнение о том, что перечень видов деятельности, закрепленный в статье 19 (2)  Конвенции 1982 года является исчерпывающим, таким образом суда, проходящие через территориальное море, не вступая в какую-либо из приведенных видов деятельности, не нарушают право мирного прохода. Заявление также подчеркивает правильность взглядов о том, что военные корабли действительно имеют право мирного прохода через территориальное море без предварительного уведомления или получения соответствующего разрешения.