Морское право – Конвенция ООН 1982 года.

Международное право - Морское право

Морское право — это отрасль международного права, устанавливающая режим морских пространств и регламентирующая публичные отношения на море. Большинство норм международного морского права закреплены в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, подписанной 10 декабря 1982 года. Конвенция, своего рода «конституция океана», представляет собой попытку кодифицировать нормы международного права в отношении территориальных вод, прибрежной зоны, и ресурсов мирового океана. Она вступила в силу в 1994 году после, необходимой для этого ратификации 60 странами; в начале 21-го века конвенция уже была ратифицирована более чем 150 странами.

Согласно конвенции 1982 года, суверенные территориальные воды каждой страны простираются максимум на 12 морских миль (22 км) от его побережья, но иностранным судам предоставлено право мирного прохода через эту зону. Проход считается мирным, до тех пор, пока судно воздерживается от участия в некоторых запрещенных видах деятельности, в том числе испытаний оружия, шпионаже, контрабанде, рыбного промысла, научных исследований или вызывающих опасность загрязнения окружающей среды. В местах, где территориальные воды включают в себя проливы, используемые для международного судоходства (например, Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и Малаккский), расширяются права по навигации иностранных судов путем изменения режима мирного единичного прохода на режим транзитного прохода, содержащим меньше ограничений на проход иностранных судов. Аналогичный режим действует и для крупных морских путей, проходящих через воды архипелагов (например, Индонезия).

За переделами территориальных вод каждая прибрежная страна может установить исключительную экономическую зону (ИЭЗ) шириной, не превышающей 200 морских миль (370 км) от берега. В ИЭЗ прибрежное государство имеет право на разведку и разработку рыбных ресурсов, строительство искусственных островов и сооружений, использование зоны для других экономических целей (например, генерация энергии от волн), и осуществление контроля над научными исследованиями иностранных судов. В прочих случаях, иностранные суда (и самолеты) имеют право свободно перемещаться по (и над) этой зоной.

Что касается морского дна за пределами территориальных вод, то каждая прибрежная страна имеет исключительное право на нефть, газ и другие природные ресурсы морского дна на расстоянии до 200 морских миль от берега или до внешнего края континентального шельфа, в зависимости от того что больше, при условии не превышения предела в 350 морских миль (650 км) от берега или 100 морских миль (185 км) от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей точки равной глубины). Юридически этот район рассматривается как континентальный шельф, хотя значительно отличается от геологического определения континентального шельфа. На участке, где территориальные воды, ИЭЗ или континентальные шельфы сопредельных стран пересекаются, линия границы должна быть определена по договору на основе справедливого решения. Большинство таких границ были согласованы, но в некоторых случаях, когда страны были не в состоянии прийти к консенсусу, граница была определена Международным Судом (например, границы между Бахрейном и Катаром) или арбитражным судом (например, граница между Францией и Великобританией). Обычно граница проводится по равноудаленной линии (иногда это правило меняется, учитывая особые обстоятельства) между соответствующими берегами.

Открытое море находится за пределами зон, указанных выше. Водные и воздушные пространства этой области являются свободными для использования всеми странами, за исключением некоторых видов деятельности, запрещенных международным правом (например, испытания ядерного оружия). Для части морского дна за пределами юрисдикции государств, известной как международный район морского дна, согласно Конвенции 1982 года установлен специальный правовой режим. В своем первоначальном виде этот режим был неприемлем для развитых стран, главным образом из-за слишком большой зарегулированности, и впоследствии был существенно изменен по дополнительному договору (1994 г.), чтобы удовлетворить их требованиям. В соответствии с измененным режимом, минеральные ресурсы в международном районе морского дна считаются «общим наследием человечества», и их эксплуатация находится в ведении Международного органа по морскому дну (МОМД). Любая коммерческая разведка или разработка морского дна, проводимая частными или государственными компаниями, лицензируется и контролируется МОМД, хотя до сих пор проводились только исследовательские работы. Если или когда начнется промышленная добыча, будет создана международная ресурсодобывающая корпорация, предоставляющая участки для добычи равные по размеру или ценности входящим в нее частными или государственными компаниям. Сборы и отчисления от частных и государственных добывающих компаний и вся прибыль, полученная международной корпорацией, будут перечисляться на поддержку и содействие в развитие развивающихся стран. Частным добывающим компаниям предлагается продать свои технологии и технические разработки международной корпорации и развивающимся странам.

По многим вопросам конвенция 1982 года содержит конкретные и детальные правила (например, по мирному проходу через территориальные воды и определение континентального шельфа), по другим же вопросам (например, безопасности судоходства, предотвращению загрязнения, сохранению и рациональному использованию рыбных ресурсов) просто устанавливает рамочные соглашения, определяющие общие принципы, но подробные правила и процедуры содержатся в дополнительных договорах. Что касается безопасности судоходства, подробные инструкции о надежности и годности к плаванию судов, предотвращению столкновений и уровнях квалификации экипажей содержатся в нескольких договорах, принятых под эгидой Международной морской организации (ИМО) – специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН). Также ИМО приняты строгие стандарты судоходства, направленные на предотвращение загрязнения. Загрязнение моря от других источников регулируется несколькими региональными договорами, большинство из которых были приняты под эгидой Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Подробные стандарты по контролю использования и сохранения рыбных запасов в ИЭЗ (где происходит основная часть добычи), изложенные в Конвенции 1982 года, были дополнены рекомендательными указаниями, содержащимися в Кодексе поведения при ответственном рыболовстве, принятом в 1995 году Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. Универсальные принципы для ведения рыболовства в открытом море заложены в Соглашении ООН по рыбным запасам (1995 г.), касающимся сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, и детально проработаны несколькими региональными комиссиями по рыболовству.

При возникновении спорных ситуаций, по вопросам применения Конвенции 1982 года и ее дополнений, государства должны сначала постараться урегулировать их, путем переговоров или другими выбранными и согласованными между ними мирными средствами (например, через арбитражный суд). Если такие усилия окажутся безрезультатными, государство может, за некоторыми исключениями, передать дело на принудительное рассмотрение в Международный трибунал ООН по морскому праву (который находится в Гамбурге, Германия), в арбитражный суд или в Международный Суд. Количество случаев, потребовавших обращение к таким вынужденным мерам, весьма ограничено.